Центры
Наиболее простой способ понять Эннеаграмму – это понять то, как и почему тип сформировался так, а не иначе. И в этом отношении мы можем посмотреть на тип с точки зрения лежащей в его основе энергии.
У каждого из нас есть три энергетических центра: центр головы (ментальный, интеллектуальный центр), центр тела (центр живота, телесный, инстинктивный центр) и центр сердца (сердечный, эмоциональный центр). И каждый Эннеатип относится к тому или иному энергетическому центру, и в этом отношении делятся на триады. К каждой такой триаде относятся по три Эннеатипа, которые имеют много общего, если смотреть на энергетическую составляющую, но эта энергия проявляется несколько по-разному в зависимости от типа.
Центры – это одна из основных концепций Эннеаграммы. Теория Эннеаграммы различает Инстинктивную Триаду (Инстинктивный Центр – его еще называют Телесным Центром или Центром живота), Эмоциональную Триаду (Эмоциональный Центр – его еще называют Центром сердца) и Интеллектуальную Триаду (Интеллектуальный Центр – его еще называют Центром головы). Каждый человек привычно использует один из трех Центров, чтобы понимать окружающий мир. Центры взаимодействуют друг с другом определенным образом, и такое взаимодействие усиливает проявление привычных моделей поведения, которые характерны для того или иного типа.
Разделение типов на триады в зависимости от принадлежности к тому или иному Центру не является произвольным. Не только у каждого Эннеатипа, но и у каждого Центра есть своя психологическая «тема» и глубинные психологические характеристики – своя основная потребность и своя основная глубинная эмоция. И в каждой триаде каждый из Эннеатипов этой триады либо чрезмерно выражает основную «тему» Центра, либо подавляет или «недовыражает» ее, либо не чувствует контакта с этой «темой». Аналогичные закономерности проявляются и в отношении основных потребностей: один из Эннеатипов в каждой триаде добивается удовлетворения своей потребности, второй – «зарабатывает» удовлетворение своей потребности, а третий отстраняется для удовлетворения своей потребности.
Типы Восемь, Девять и Один относятся к Инстинктивной Триаде (Центру). Эти типы обычно действуют инстинктивно и импульсивно. Рептильный мозг – самый быстрый из всех, поэтому эти Типы очень часто сначала действуют, а потом думают.
Глубинной эмоцией этого Центра является Гнев. У этих типов наблюдаются проблемы с агрессией и подавлением.
Восьмерки выплескивают свой гнев и инстинктивную энергию. Другими словами, когда Восьмерки чувствуют гнев, растущий в них, они немедленно дают ему выйти физически: повышают голос, начинают двигаться более активно. Другие могут ясно увидеть, что Восьмерки в гневе, потому что они не прячут своих эмоций, а разрешают себе физически выражать их.
Девятки отрицают свой гнев и инстинктивную энергию, словно говоря: «какой гнев? Я не тот человек, который подвержен гневу». Девятки — это тип, которому наиболее трудно принять свою злость и инстинктивную энергию, обычно они боятся их. Конечно, Девятки приходят в ярость, как и все остальные, но стараются отстраниться от темных чувств, фокусируясь на идеализации своих взаимоотношений с миром.
Единицы стараются контролировать или подавлять свою злость и инстинктивную энергию. Они чувствуют, что должны так поступать. Им нравится направлять свою энергию в соответствии с тем, что диктует им их необычайно развитое супер-Эго (внутренний критик), источник критики себя и других.
Основной потребностью этой триады является потребность в уважении и автономии. Все типы этого Центра используют свою инстинктивную энергию, чтобы создавать границы и поддерживать автономию. Они хотят контролировать свой мир, но так, чтобы мир не контролировал их. Восьмерки добиваются уважения и автономии, они используют свою силу и энергию, чтобы действовать, принимать сложные решения и вызовы жизни. Единицы «зарабатывают» уважение и автономию, они создают границы внутри себя, стараясь вести себя так, чтобы их не могли не уважать. Они считают свои импульсы «неправильными» и пытаются их контролировать. Девятки отстраняются для получения уважения и автономии, они используют свою инстинктивную энергию для того, чтобы не позволять окружающим вторгаться в их пространство.
Типы Два, Три и Четыре относятся к Эмоциональной Триаде (Центру). Лимбический мозг как раз и позволяет нам чувствовать страх, радость, гнев, грусть и иные эмоции. Поэтому эти типы спонтанным образом чувствуют эмоции других людей и тех, кто относится к их близкому кругу, а также адаптируются к ситуации достаточно быстро.
Глубинной эмоцией этого Центра является стыд. Представители этих типов фокусируют свое внимание на образе себя и на том, как их воспринимают другие люди.
Двойки пытаются контролировать свой стыд, заставляя других людей любить их и думать о них, Двойках, как о хороших людях. Они также стараются и себя убедить в том, что они хорошие, любящие люди, дарящие другим положительные эмоции, подавляющие негативные чувства (такие как гнев или обида). В связи с тем, что Двойки могут получить позитивный эмоциональный отклик от других людей, они чувствуют, что они нужны другим и поэтому способны контролировать чувство стыда. Если же Двойки не получают такой позитивный отклик, то чувство стыда опять прорывается наружу и заставляет их эмоционально реагировать.
Тройки пытаются отрицать свой стыд, они потенциально не расположены испытывать чувство неадекватности. Тройки учатся справляться со стыдом путем примерки на себя маски ценного и успешного человека, каким он должен быть, по их мнению. Таким образом, Тройки учатся показывать себя с лучшей стороны, приспосабливаться, быть приятными, даже выдающимися и всегда настойчиво стремящимися к достижению успеха, держа на расстоянии чувство стыда и боязни поражения.
Четверки стараются контролировать свой стыд, заостряя внимание на том, какими уникальными и особенными талантами, чувствами и персональными характеристиками они наделены. Четверки выдвигают на первый план свою индивидуальность и креативность, как способ борьбы с чувством стыда, хотя они часто страдают от чувства собственной неадекватности. Четверки управляют своим стыдом, культивируя богатую, полную романтики жизнь, в которой они, к сожалению, должны иметь дело с чем-то, что выглядит тусклым и неинтересным для них.
Основной потребностью этой Триады является внимание. Тройки добиваются внимания, они стремятся к успеху и достижениям, фокусируясь на мире вокруг них. Двойки зарабатывают внимание, пытаясь сделать себя незаменимыми для ряда избранных людей. Четверки же отстраняются для получения внимания, стремятся к тому, чтобы их считали уникальными и особенными.
Типы Пять, Шесть и Семь относятся к Интеллектуальной Триаде (Центру). Корковый мозг является самым медленным из трех и характеризуется способностью воспринимать большое количество взаимосвязей между воспоминаниями прошлого, наблюдениями настоящего и предвкушениями будущего. Поэтому представители этой триады являются тревожными людьми, постоянно сканируют прошлое, настоящее и будущее в поиске идей, информации и планов. Они думают перед тем, как начать действовать или чувствовать.
Глубинной эмоцией этого Центра является страх. Эти типы ведут себя, как им кажется, наиболее осторожно и безопасно, хотя внешне такое впечатление может сложиться только о Шестерках.
Пятерки боятся внешнего мира и беспокоятся о своей способности взаимодействовать с ним. Получается, что они взаимодействуют с миром из страха не вписаться в него. Пятерки становятся высокомерными, скрытными и изолированными от мира одиночками, использующими разум для проникновения в сущность мира. Пятерки надеются, что со временем они поймут реальность сами и смогут присоединиться к миру и активно участвовать в жизни, но они не чувствуют, что знают достаточно для того, чтобы полностью и с доверием вовлекаться в мир. И, соответственно, вместо вовлечения в мир, они еще глубже погружаются в свой необычайно сложный внутренний мир.
Шестерки — наиболее беспокойный тип, потерявший связь со знанием самого себя и доверием. В отличие от Пятерок, Шестерки боятся доверять самому себе, своему разуму, поэтому они постоянно ищут что-то вовне, что может помочь им почувствовать уверенность в себе. Они могут начать заниматься философией, отношениями, работой, властями, капиталом, приобщиться к вере. Но не имеет значения, сколько структур безопасности они создают, Шестерки всегда чувствуют сомнение и беспокойство, но могут скрывать эти чувства, импульсивно борясь против них, бросая вызов страху, чтобы от него освободиться.
Семерки боятся своего внутреннего мира. Их сильно пугают чувства боли, лишения и потери. Чтобы не замечать этих чувств, Семерки занимают свой разум волнующими возможностями и возможными вариантами и внешне могут являться достаточно уверенными в себе людьми. Пока у них есть что-то стимулирующее и повод предвкушать события, Семерки чувствуют, что могут дистанцироваться от своих страхов. Чаще всего Семерки не останавливаются, чтобы подумать об этом. Они стараются реально как можно больше делать того, что могут, выбирая из возможных вариантов. Таким образом, Семерок можно застать только в постоянном движении, в стремлении получить один опыт за другим, они надеются, что это принесет им чувство удовлетворения и вовлеченности во множество идей и действий.
Основной потребностью этой Триады является безопасность. Семерки добиваются безопасности, прыгая от опыта к опыту и тем самым убегая от своего внутреннего мира. Шестерки безопасность зарабатывают, стараясь соответствовать ожиданиям других людей и выполнять свои обязательства. Пятерки же отстраняются для получения безопасности глубоко в свой внутренний мир и свои сложные ментальные конструкции.
Дисбаланс Центров
Несмотря на то, что с точки зрения анализа очень удобно смотреть на вопросы каждого Центра в отдельности, важно осознавать, что все три Центра работают в нас одновременно. Как только реагирует один из центров на какой-либо возбудитель, два других центра «включают» свои собственные реакции и защиты для того, чтобы Эго оставалось на своем месте.
Например, мы редко можем услышать наше внутреннее знание или руководство, потому что наш ум слишком много шумит и занят бесконечным внутренним диалогом, мечтает, находясь в состоянии дневного сна, наполнен тревогой, сексуальными фантазиями, и воображаемыми разговорами. Аналогичным образом, мы редко открыты чрезвычайной силе любви и сочувствия, потому что наши чувства превращены в эмоциональные реакции, желания, раздражение, депрессии или нарциссическую грандиозность. Мы также часто думаем своими чувствами, чувствуем нашими инстинктами, и у нас не очень много или совсем нет взаимодействия между мыслями и инстинктами.
Что поразительно – такой дисбаланс и «зацепление» Центров – это основа нашей Личности. Мы идентифицируем себя не с правильным функционированием наших центров, а с результатом их неправильного использования. Из-за этого дисбаланса нельзя сказать, что типы «относятся» к какому-то одному Центру, потому что, когда мы ведем себя, как Тип, мы реально не находимся в настоящем контакте с качествами своего центра. Нахождение в своем Центре позволяет нам соприкоснуться с той незащищенной, нереагирующей частью нас – нашим настоящим «Я», но для этого требуется расслабить свои защитные структуры личности и осознать свою предрасположенность использовать привычные паттерны и модели поведения, а именно это наше Эго старается не позволить нам сделать. Находиться в своем Центре – это видеть мир через чистейшее и прозрачнейшее стекло, без фильтров нашего прошлого, влияющих на то, как мы видим реальность. Когда же мы смотрим на реальность через фильтры, то мы в каком-то смысле убегаем от нее, не доверяя своей интуиции.
Можно сказать, что балансировка Центров – это ключ к трансформации. Если Центры будут возвращены к правильному функционированию, наша Личность, в той форме, как мы ее видим, перестанет существовать.
Теория Эннеаграммы описывает, каким образом и почему возникает дисбаланс Центров у каждого из Эннеатипов, и как каждому Эннеатипу лучше всего балансировать работу своих центров, чтобы повысить уровень своей эмоциональной компетентности.