Эннеаграмма: разным детям — разное воспитание
Здесь будут публиковаться серия статей по теме использования мудрости Эннеаграммы для развития и воспитания детей. Эти статьи также публикуются на ресурсе: http://vmeste-rastem.ru/
Автор статей — основатель Школы Эннеаграммы ETCEN Марина Калдина
В психологической литературе есть много советов, как воспитывать детей, что лучше с ними делать, а что нет. Обычно эти советы общие и, наверное, их пишут люди умные и знающие, но реакция на них у меня была очень неоднозначная. Я «нутром» чувствовала, что некоторые советы совсем даже не подходят и не будут работать с моими собственными детьми… Да, всем надо включать мозги, сердце и интуицию при общении с ребенком и при его воспитании, это так, но все же, думала я, может можно научиться лучше общаться с детьми не толь ко на собственных ошибках и получая более индивидуализированные советы по воспитанию детей? И еще мучило чувство вины, когда не следовала вроде бы разумным и общепринятым советам, но делала, как подсказывало сердце, хотя в сложных ситуациях все вокруг предупреждали о последствиях.
Когда я встретилась с Эннеаграммой, то что-то внутри закричало: «Эврика, вот оно, вот эти особенности! Вот то, что мне бы особенно помогло, когда я растила своих детей!». И мне захотелось написать серию коротких статей, где бы я поделилась с вами, дорогие читатели, тем, что было бы полезно учитывать при воспитании ваших детей. На моих семинарах по Осознанному Родительству участники часто говорят: «Вау, теперь я понимаю, почему! Теперь я поняла, почему именно с моим ребенком категорически нельзя делать того, на чем настаивают мои родственники. Если раньше я не могла им объяснить, теперь есть очень ясное и понятное объяснение».
Скажу пару слов о том, что такое Эннеаграмма. Эннеаграмма — это модель, которая настолько хорошо и точно описывает наши мыслительные, эмоциональные и поведенческие привычки и стратегии, которые «правят» нашей жизнью, что это является одним из наиболее эффективных и быстрых способов расширения зоны понимания себя и других. Об этих привычках или паттернах много написано в психологии, но Эннеаграмма соединяет эту находящуюся в многочисленных источниках информацию в стройную систему знаний и излагает все доступным непрофессионалу языком. И если еще учесть, что наши привычки и стратегии уже проявляются с младенчества (ведь уже доказано, что ребенок уже рождается с определенным темпераментом), то понимание таких привычек и стратегий и того, как с учетом этого развивать своего ребенка, может стать незаменимым помощником для каждого любящего родителя.
И Эннеаграмма, например, объясняет, почему одного ребенка необходимо учить проживать свои болезненные эмоции, не убегая от них в «позитив», а другого надо как раз-таки учить обращать внимание на более яркую сторону жизни. Почему с одним надо обращать внимание, чтобы он больше отдыхал и был менее серьезным, а другого мотивировать соблюдать дисциплину и быть более ответственным. Почему одному важнее всего объяснять, что кроме отношений в жизни есть еще что-то не менее важное, а другого стараться мотивировать заводить не только приятелей, а близких друзей. Метафорически говоря, мы и наши дети, как птицы, у которых одно крыло здоровое (их таланты и способности, очевидно сильные стороны), а другое ослабленное (их ограничения и области развития). Мы все понимаем, что для того, чтобы птица полетела, необходимо «лечить» ослабленное крыло. Так почему же в большинстве случаев мы вместо того, чтобы «лечить ослабленное крыло» предпочитаем все сильнее и сильнее «махать здоровым крылом»?
Итак, в следующих постах я с помощью Эннеаграммы буду описывать различные типы детей и рассуждать на тему, как в зависимости от типа ребенка лучше показывать им свою любовь, как с ними разговаривать, чтобы они лучше услышали, что с ними лучше делать, а что лучше не делать и почему. Надеюсь, что эти короткие посты окажутся для вас полезными.
Эннеатип 1: “Реформатор”. Что делать с “идеальным” ребенком?
Если ваш ребенок не по годам серьезен, старается все сделать хорошо, расстраивается или злится, если сделал ошибку, если вы думаете, что можете не беспокоиться насчет того, сделает ли он уроки или выполнит ли он порученные ему домашние обязанности, если он даже время от времени ворчит на родителей, если они что-то сделали неправильно или неряшливо, если он не перестает заниматься игрой на пианино, пока не сыграет мелодию идеально, то большая вероятность того, что ваш ребенок – Единица по Эннеаграмме. Условно этот тип личности называют Реформаторами или Перфекционалистами. С ранних лет такие дети убеждены в том, что они должны быть хорошими и делать все правильно для того, чтобы быть стоящими людьми. Они стремятся быть совершенными, очень стараются никогда (!) не делать ошибок, чрезвычайно серьезно подходят к тому, чтобы постоянно улучшать себя и все вокруг. Кажется, что у них есть особый нюх на то, что неправильно, не так, они не позволяют себе расслабиться, пока не сделают себя и все вокруг совершенными. Их злит несправедливость и безответственность, но и показывать те свои эмоции, которые они считают «неправильными», они себе не позволяют.
Родители детей-Единиц часто радуются ответственности и дисциплине своих детей, иногда нагружая их домашними обязанностями или ожидая от них все больше и больше по учебе. Им часто нравится, что их маленькие дети близки к совершенству, много трудятся и «развиваются». Конечно же, таких детей не надо убеждать в том, что быть серьезными, дисциплинированными и самоорганизованными – это плохо, но вместе с тем, для такого ребенка будет лучше, если вы как родители будете показывать ребенку, что ему не надо так сильно стараться быть хорошим, будете вовлекать его в то творчество, где он мог бы свободно самовыражаться, будете следить за тем, чтобы ребенок позволял себе достаточно отдыхать, учить его тому, что иногда «ничегонеделание» — это тоже хорошо.
Вы также сделаете ребенку действительно хороший подарок, если научите его легче относиться к своим ошибкам. Для этого вам понадобится нечто большее, чем просто говорить ребенку, что делать ошибки – ОК, ребенок еще должен это почувствовать. Для этого вы можете делать то, что сработает в вашей семье, искренне показывая, что любите своего ребенка во всем его «несовершенстве», несмотря на любые ошибки, которые он совершает – например, прежде всего, старайтесь не придираться к ребенку, а также можно обсуждать в семье в присутствии ребенка свои ошибки и свое легкое отношение к ошибкам, или даже время от времени умышленно делать некоторые ошибки (иногда не заправлять постель), или же время от времени играть в игру «сделай (небольшую) ошибку», либо же использовать в семье менее «совершенные» слова, чтобы в реальной жизни ребенок легче смог относиться к таким «несовершенствам». Конечно, в этом, как и во всем другом важно не перегнуть палку, помните, что «правильность» и «порядок» для вашего ребенка – это святые слова. Также такого ребенка важно учить обращать внимание на то, что позитивно, на то, что хорошо получилось у него или других, на то, что верно и правильно, так как автоматически он обращает внимание на то, что не так.
Важной областью развития для такого ребенка является взаимодействие ребенка со своими негативными эмоциями, особенно с эмоциями недовольства и гнева. Это может показаться на первый взгляд ненужным, потому что обычно дети-Единицы – хорошие и воспитанные, и вам как родителям может и в голову не прийти, что с гневом или злостью у вашего ребенка могут быть проблемы. И правда, дети-Единицы обычно обладают очень хорошим самоконтролем и стараются не показывать и подавлять все те эмоции, которые считают неправильными. Но дело в том, что негативные эмоции – это естественная часть нашей жизни, они возникают у всех, и у детей Единиц в том числе. Более того, злость или гнев, как ни странно, являются у Единиц доминирующими эмоциями. Излишнее стремление Единиц быть хорошими, правильными, их стремление все улучшать, приводит к тому, что Единицы не могут не видеть проблемы и недостатки в себе, в других и в окружающем их мире. И когда они видят все «несовершенства» в этом мире, они не могут не испытывать злость. Но обычно Единицы эту злость подавляют, и если она и выходит «на поверхность», то в форме раздражения или некоторого напряжения. Но, как хорошо всем известно из психологии и собственного опыта, подавление эмоций обычно ни к чему хорошему не приводит. Подавленные эмоции никуда не деваются, разрушают человека изнутри и, в конце концов, «вырываются» наружу неконтролируемо и в самый неподходящий момент. Поэтому если вы, как родители, будете помнить о том, что если ваш ребенок – Единица, то гнев является у него доминирующей эмоцией и разрушает вашего ребенка изнутри, то вам станет очевидной важность мотивировать вашего ребенка проявлять и выражать свои эмоции, даже негативные. Учите его, вместе с тем, спокойно выражать свое недовольство, и если вы сами будете спокойно и легко говорить о своем гневе, недовольстве, не обижая или не принижая при этом других людей, то, наверное, это поможет вашему ребенку больше всего.
Есть еще много советов по взаимодействию с детьми-Единицами, которые мы обычно обсуждаем на нашим программах и семинарах по Осознанному Родительству, есть много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте я упомянула только о некоторых, но ключевых, глубинных аспектах взаимодействия с детьми-Единицами. Но, наверное, главное, что можем постараться сделать для ребенка – это показать ему, что он достоин любви, научить его верить в свою неизменную красоту. И при воспитании ребенка-Единицы важно помнить, что он обычно играет роль «хорошего ребенка», который верит в то, что «Когда я хороший, тогда я достоин любви» и за теми усилиями, которые он прилагает, чтобы быть хорошим, прячется страх того, что «я не достоин любви».
Поэтому ребенка-Единицу важно учить верить в то, что он хороший, что он просто так хороший, а не потому, что всегда все делает правильно и старается стать совершенным. И это то «детское послание», которое такие дети обычно очень хотят услышать в детстве, но зачастую им настолько тяжело в это поверить, что они вырастают, неся с собой «груз стремления к совершенству».
Эннеатип 2: “Помощник”. Чьи потребности важнее?
В прошлый раз я рассказывала про детей-Единиц. А теперь представьте себе ребенка, который с малых лет на первое место ставит желания других людей и редко говорит о том, чего хочет он сам, он может выполнять роль няньки в семье и заботиться о младших или о престарелых. Вы замечаете, что он почти больше всего на свете любит быть рядом с другими людьми и часто говорит людям то, что те хотят услышать. Он почти всегда мил, вежлив и услужлив, умеет устанавливать контакт почти со всеми, умеет говорить комплименты, почти ничего напрямую не просит, но у вас время от времени создается впечатление, что он очень хорошо знает, как заставить людей делать что-то для него. Если ваш ребенок такой, то большая вероятность того, что он у вас относится к Типу 2 по Эннеаграмме.
Представители этого типа условно называются Помощниками. Они просто убеждены в том, что для того, чтобы их любили, они должны сначала такую любовь заработать, помогая людям, угадывая и удовлетворяя их нужды и потребности. Причем, даже будучи даже маленькими детьми, они обладают особым даром угадывать то, что необходимо другому человеку. Им даже кажется, что они знают, что нужно другому, гораздо лучше, чем сам человек. Эгоизм для Двоек – слово ругательное.
Родителям часто нравится, что их ребенок растет теплым, внимательным, щедрым, заботящимся и сердечным, позитивным и бескорыстным человеком, и у их ребенка доброе сердце. Иногда им нравится, что ребенку можно поручить заботу о младших. И конечно же, таких детей не нужно убеждать, что помогать людям и проявлять щедрость – это плохо. Вместе с тем, очень важно следить за тем, чтобы ребенок не перегибал палку услужливостью и желанием угодить. Для этого ребенка полезно учить тому, чтобы он лучше понимал, что хочет именно он, чтобы он обращал внимание на свои собственные потребности и просил о помощи – помните, что ребенок найдет все равно (но непрямые!) способы удовлетворения своих потребностей, но лучше, если он будет учиться делать это прямо, без манипуляций. Родителям полезно учитывать, что такому ребенку особенно важно, чтобы он чувствовал, что его любят (для этого Двойки обычно в жизни приносят себя в жертву), поэтому дома давайте ему эту поддержку. Жесткость с таким ребенком – вам не помощник. Но вместе с тем, важно обращать внимание такого ребенка на то, что всем в жизни понравиться невозможно, да и не нужно, а также на то, что в жизни есть еще иные важные вещи, кроме человеческих отношений. Двойки могут настолько фокусироваться на отношениях, что могут полностью ради этого забыть себя, свои жизненные приоритеты и таланты.
Двойки обычно активны, позитивны и у них обычно все хорошо. И с этим Двойкам легко перегнуть палку. При взаимодействии с Двойками окружающие могут не верить в искренность такого постоянного «позитива», и в желании Двоек помочь видеть не желание помочь, а их нуждаемость, и соответственно не хотеть того, что дают им Двойки. Именно поэтому детей Двоек также надо учить понимать свои негативные чувства, особенно обиду и гнев, когда они не видят достаточной благодарности и признания их благородных дел. «Ожидание особой благодарности за свои благородные поступки» — это то, что находится у Двоек в мертвой зоне, не осознается ими, но именно из-за такого ожидания Двойки могут просто взрываться время от времени внезапно для них самих и для окружающих.
Поэтому родителям и нужно учить детей распознавать свои негативные чувства, свое ожидание благодарности и того, что другие «угадают» их потребности, и находить способы умеренного выражения своих негативных чувств и озвучивания потребностей. И еще попробуйте приучать детей оказывать помощь так, чтобы получатель помощи и никто вокруг об этом не знал – именно это будет помогать им развивать в себе истинную щедрость, а также напоминайте ему чаще о том, что до того, как что-то для кого-то делать, лучше сначала убедиться в том, что эта помощь нужна. И также учите ребенка прямо просить о помощи (!) – это особенно сложно для Двоек. Не нужно поощрять «позитив» ребенка-Двойки, если вы видите, что он не совсем искренний, если ребенок это делает для того, чтобы услужить или понравиться. Дети-Двойки обычно естественно и легко учатся хорошим манерам, обычно ведут себя хорошо, поэтому если ваш ребенок вдруг не слушается, то это может быть хорошим знаком.
И, конечно же, есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте я упомянула только о некоторых, но ключевых, глубинных аспектах взаимодействия с детьми-Двойками. И чтобы ваш ребенок начал верить в то, что он достоин любви, начал верить в свою неизменную красоту, родители тоже должны начать верить не только в неизменную красоту своего ребенка, но в свою собственную неизменную красоту. Тогда вы сможете донести до вашего ребенка-Двойки, то что он нужен и любим, и не потому, что всегда старается стать незаменимым и заработать любовь. И это то «детское послание», которое такие дети обычно очень хотят услышать в детстве, но им настолько тяжело в это поверить, что они вырастают, неся с собой «груз стремления угождать».
Эннеатип 3: “Достигатель”. Какова цена успеха?
Если ваш ребенок очень активный, достаточно обаятельный, оптимистичный, уверен в себе, всегда чем-то очень занят, старается сделать так, чтобы папа с мамой им гордились, любит выглядеть хорошо, создавать о себе впечатление, сам хочет хорошо выглядеть и подбирает себе друзей, которые тоже выглядят хорошо, часто становится любимчиком учителей и ставит себе высокие цели, то есть большая вероятность того, что ваш ребенок относится к Типу 3 по Эннеаграмме. Такие дети обычно верят в то, что «когда я выдающийся, тогда я достоин любви». Они боятся верить в то, что «истинный я» более достоин любви, чем «я, который пытается быть выдающимся». Троек условно называют Достигателями или Лучшими, они с раннего детства могут «произвести впечатление», вести себя так, чтобы их оценили по достоинству. Тройки хотят побеждать, конкуренция для них – вызов, они радуются своим успехам и достижениям и стараются всеми способами либо избегать неудач, либо скрывать их.
Родителям Троек часто нравится , что их ребенок растет таким способным, трудолюбивым и стремится быть тем, кем можно гордиться. Они гордятся его достижениями, хвалят его. Именно похвала и лестные отзывы о хорошо сделанной работе мотивируют Троек еще больше стараться и добиваться большего. Ради этой похвалы ребенок может пойти далеко – он будет стремиться эту реакцию улучшить, приспосабливаясь и начиная вести себя так, как, по его мнению, требует обстановка. И, надо сказать, что Тройкам хорошо удается играть ту роль, которая требуется для достижения их цели. Достижение цели, даже самой маленькой, является для них чуть ли не самым главным в жизни. Но родителям надо понимать, что делая это, их дети рискуют потерять себя и связь со своими чувствами. Конечно же, не учитывать желание ребенка понравиться и добиваться целей и результата ни в коем случае нельзя, как и не нужно преуменьшать достижения ребенка, но вместе с тем родителям лучше всего сфокусироваться на том, чтобы помочь ребенку так сформулировать свое определение успеха, чтобы в этом определении обязательно присутствовало слово «любовь» и «сердце». И может быть, для этого, и самим родителям придется найти новое определение успеха. Такому ребенку надо лишний раз показывать и подчеркивать, что вы его любите и гордитесь им за то, кто он есть, а не за его достижения, и учить его тому, что «неудача» — это важная часть жизни, бесценный опыт, который многое дает человеку.
Они могут настолько стараться считывать ожидания своих родителей и близких и реализовывать себя в этом «ожидаемом от них» направлении, что могут совершенно потерять контакт с тем, что важно и нужно именно им. Также помните, что Тройки часто очень боятся по-настоящему сближаться с людьми, потому что боятся, что при настоящей близости другой человек может увидеть не только «отполированное Я» Тройки , но и ту часть, которая не блещет. Поэтому с детства мотивируйте такого ребенка-Тройку заводить не только массу приятелей, но и по-настоящему близких друзей.
И, также как я и писала в прошлый раз, есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте описывались только некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с детьми-Тройками. Помните, что мы все являемся в той или иной степени «продуктами» условной любви, и в связи с этим, сами того не осознавая, учим своих детей тому, что «их будут любить, если….», «их будут любить, когда….». Поэтому, без повышения своей собственной осознанности, без расширения зоны понимания себя, мы не сможем дать ребенку той любви, дать которую так сильно хотим. И только повышая свою собственную осознанность, прорабатывая свои автоматические реакции и расслабляя защиты, вы сможете донести до вашего ребенка-Тройки то, что «его любят за то, кто он есть», и это то утерянное «детское послание», которое такие дети обычно очень хотели бы услышать и поверить в это.
Эннеатип 4: “Индивидуалист”. Как не поранить тонкую натуру?
А теперь, дорогие читатели, представьте себе утонченного, дружелюбного, достаточно застенчивого, не совсем уверенного в себе ребенка, довольно талантливого, но совершенно не верящего в то, что эти таланты у него есть, часто сравнивающего себя с другими детьми не в свою пользу, ребенка творческого, способного видеть красоту во всем, что его окружает, а также способного фантазировать так, что все, и он в том числе, верят, что это правда. Может, он иногда может казаться вам слишком эмоционально выразительным – иногда слишком сильно радоваться, а иногда – слишком сильно и долго переживать, он часто также может выглядеть меланхоличным и грустным, иногда вы думаете, что, чтобы сохранить его эмоциональное равновесие, вам надо ходить вокруг него на цыпочках. Если ваш ребенок такой, то можно предположить, что ваш ребенок – Четверка по Эннеаграмме. Четверок называют индивидуалистами, потому что они взаимодействуют с миром, стремясь быть уникальными. Это означает, что люди этого типа хотят быть оригинальными, ни на кого не похожими, хотят найти или выразить себя. Четверки — интроспективные, романтические люди, они понимают себя, чувствительны и сдержанны. Четверки часто обращают внимание на то, чего не хватает, как в себе, так и в других, и стремятся к тому, чего не хватает, при помощи интенсивных переживаний и креативности.
С детьми-Четверками родителям надо быть особо внимательными – они за сто километров чувствуют фальшь. Например, если вы хвалите ребенка, но сами не очень верите в то, что ребенок сделал что-то действительно хорошо, то ребенок это сразу почувствует, или если вы разговариваете с ребенком, а мыслями находитесь где-то на работе, и это не ускользнет от внимания ребенка. Поэтому качество вашего общения с ребенком особенно важно – помните, при общении ребенку важно ваше полное внимание. И еще родителям необходимо помнить, что таким детям очень важна глубина и значение всего, что происходит с ними и вокруг них, а также им важно выражать свои чувства любым доступным им образом – с помощью рисунка, разговора «по душам», личного дневника и иными способами. И поэтому все глубокие разговоры, мотивирующие детей говорить о своих чувствах, обсуждение с детьми вопросов значения любви, отношений и жизни, семейные ритуалы особенно важны и полезны для таких детей. Иногда из ребенка-Четверки может быть непросто «вытащить» его чувства, особенно, когда в семье этого не принято, или когда он боится, что его чувства не будут признаны – и в этом случае, может, вам как родителям, придется учиться самим начинать с ребенком разговоры о своих чувствах и реакциях. И, конечно же, чрезвычайно важно показывать ребенку, что вы понимаете его и его чувства.
Одной из ваших самых главных задач как родителей по отношению к таким детям является задача по укреплению у ребенка чувства уверенности в себе и веры в себя. Подчеркивайте его таланты, вступайтесь за него, когда необходимо. Если смеетесь в его присутствии, то особо подчеркивайте, что смеетесь не над ним. Обсуждайте с ним возникающие у него ощущения собственной неадекватности и помогайте ему усомниться в них. Если вас ошеломляют интенсивные чувства ребенка, старайтесь понять его потребность в эмоциональном контакте. Слушайте его. Честно объясняйте то, как выражение его чувств влияет на вас. Не отстраняйтесь. При воспитании ребенка вам надо учитывать и то, что подсознательно ваш ребенок верит в то, что «если я буду несчастным, я получу больше внимания и любви» или «мое страдание делает меня уникальным и особенным», и соответственно, боится быть счастливым, потому что боится того, что если все будет хорошо, он не получит внимания и любви. Старайтесь, насколько это может у вас получиться, помочь ему усомниться в этом убеждении, ибо невозможно спасти кого-либо, кто боится быть счастливым. Именно поэтому, учите вашего ребенка видеть позитив в себе и в том, что случается вокруг, не «ведитесь» на его эмоциональные манипуляции (понимать чувства ребенка – это не значит вовлекаться в них), помогайте ему перестать драматизировать свои чувства и «уходить в себя». Для этого вам стоит обращать внимание на дисциплину, выполнение своих обещаний (даже когда ребенок не в настроении) и на регулярное занятие какой-то физической деятельностью.
И, конечно, выше изложены далеко не все аспекты более осознанного взаимодействия с детьми-Четверками, есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте описывались только некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с такими детьми. И не устаю повторять, что даже если вы будете следовать написанным выше рекомендациям, у вас может получиться «как всегда». Увидеть ту грань, когда вы просто имитируете выполнение советов или по-настоящему следуете им, когда вы по-настоящему любите или же следуете собственной повестке дня, невозможно увидеть без повышения собственной осознанности. И только когда вы сами обращаете внимание на свои собственные неосознаваемые привычки и реакции и расслабляете собственные защиты, ваш ребенок-Четверка сможет поверить в то, что «его видят таким, какой он есть» и это то утерянное «детское послание», которое такие дети обычно очень хотели бы услышать и поверить в это.
Эннеатип 5: “Мыслитель”. Как сделать уединение своим другом?
Есть дети, которые не по годам любопытны, любознательны и хотят все понимать, интересуются, как устроен этот мир, а также другими философскими вопросами. Они сильно интровертны, могут легко находиться в одиночестве – когда им никто не мешает, они могут читать или заниматься другими делами. В компании других детей такие дети могут чувствовать себя неуютно, или же вовсе теряться, поэтому обычно они предпочитают держаться в стороне. Они не любят, когда другие «суют нос» в их дела или проявляют к нему слишком много интереса. В школе таких детей могут называть «ботаниками», так как у них мало друзей, кажется, что они не заинтересованы в социальном взаимодействии, всецело поглощены тем, что им интересно (часто учебой), а иногда и вовсе они кажутся немного странными. Если у вас такой ребенок, то вполне вероятно, что ваш ребенок относится к типу Пять по Эннеаграмме. Пятерок называют мыслителями или наблюдателями, они взаимодействуют с миром, стремясь быть отстраненными. Они хотят быть интеллигентными, информированными и умными людьми. Пятерки — глубокие, наблюдательные, логичные, и часто замкнутые и закрытые люди. Люди этого типа нуждаются в уединении и как бы защищают себя от вторжения извне.
То, что родителям надо знать о таких детях, это что с ними все очень сложно. С одной стороны, дети-Пятерки кажутся отстраненными и не нуждающимися в контакте, но с другой стороны они являются очень чувствительными и эмоционально ранимыми детьми. Они часто в детстве чувствуют себя изолированно, одиноко и покинуто, поэтому они и учатся защищаться, отстраняясь и разрывая контакт, никому не показывая свою чувствительность. И минимизируют они свои потребности для того, чтобы меньше нуждаться в контакте. Поэтому, с одной стороны им просто необходимо свое собственное пространство, их нельзя слишком сильно вовлекать во всякого рода «активности», они чувствуют «вторжение» других людей в свое собственное пространство гораздо чаще, чем любые другие (даже иные интровертные) дети. Но с другой стороны, этим детям также сильно необходим контакт с другими детьми, и родители должны помогать своим детям с установлением таких контактов и с наработкой социальных навыков, но делать это надо по ювелирному тонко. Например, любое слишком резкое изменение социальной обстановки для такого ребенка (такое, как изменение сада или школы) является сильно травмирующим фактором. Поэтому, если такие изменения неизбежны, то нужно как можно более плавно вовлекать его в новую обстановку, может, до начала занятий знакомить его с педагогами или кем-нибудь из иных детей. И еще такого ребенка нельзя ошеломлять внезапными требованиями – даже если вы зовете его кушать, предупреждайте его немного заранее. И у вас, как у родителей, получится сделать хороший подарок своим детям, если вы сможете помочь ему поверить в безопасность человеческого контакта, в то, что его собственные потребности не являются проблемой, в ценность того, когда он сможет делиться собой с другими людьми и больше вовлекаться в реальную жизнь. Помогайте ребенку чаще вспоминать те моменты, когда он был в контакте со своими чувствами – как положительными, так и негативными.
Кроме того, часто в нашем современном обществе успешных людей, «странные интроверты» не всегда являются теми, кем родители могут по-настоящему гордиться. Мы больше гордимся мотивированными, активными и социально адаптированными детьми. Дети-Пятерки же обычно «думатели», а не «делатели», часто увлекаются чем-то, что на первый взгляд не сможет гарантировать им успешную жизнь в наиболее распространенном смысле этого слова. Но у таких детей есть свои несомненные таланты – например, Пятерки считают, что знание – сила. Они думают, что для выживания в мире им обязательно необходимо быть интеллектуально сообразительными, да и по природе Пятерки очень любознательные и наблюдательные, и они часто развивают свои способности в более чем одной области знания. Поэтому родителям детей-Пятерок важно находить и искренне ценить таланты своего интровертного ребенка, искренне интересоваться его миром (что может быть непросто!), вместе с тем очень осторожно отвлекая его от «думания» и вовлекая в «делание». Помните, что знания и компетентность, конечно же, помогут вашему ребенку найти свое место в мире. Но если он не изменит свое (подсознательное) убеждение в том, что пока он не будет гипер-гением в чем-либо, то его не будут любить, то ему долго придется искать любовь. Кроме того, навыки осознавания своих собственных чувств очень пригодятся вашему ребенку в будущем (для этого родителям надо тоже делиться с ребенком своими чувствами). Также вам как родителям важно как можно мягче просить ребенка что-то сделать, подчеркивая разницу между просьбами и требованиями.
И, опять же, здесь изложены далеко не все аспекты более осознанного взаимодействия с детьми-Пятерками, есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте описывались только некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с такими детьми. И опять-таки, понять ту грань, когда вы помогаете ребенку развиваться и становиться счастливым, а когда вы перегибаете палку и травмируете ребенка (но из лучших побуждений), вам поможет повышение уровня своей собственной осознанности.
Эннеатип 6: “Лоялист”. Так ли страшно жить?
Я уже познакомила вас с несколькими типами детей и в этом посте познакомлю еще с одним типом. Если ваш ребенок часто и больше других детей беспокоится о безопасности, он как бы и старается слушаться, но иногда может вести себя переменчиво и совершать безумные поступки, реагировать непредсказуемо, противостоять родителям или совершать что-то экстремальное, если он очень противоречивый, часто меняет настроение – может быть то нервным, то задумчивым, то взбешенным, комичным или серьезным … Если ребенок любит высказывать противоположное мнение на любую точку зрения, может вести себя слишком агрессивно, когда напуган, часто сомневается и не может принять окончательное решение…. Если он любит постоянно задавать много вопросов, в том числе, и самому себе, то этот ребенок вполне может быть Шестеркой по Эннеаграмме. Шестерок называют Лоялистами или Скептиками. Они обычно хотят быть бдительными, ответственными, осторожными, но что еще более важно – они хотят чувствовать определенность и безопасность, найдя для себя заслуживающий доверия авторитет. Шестерки по своей природе любопытны и скептичны, имеют «нюх» на проблемы и на то, что может пойти не так.
Родителям таких детей надо, прежде всего, понять, что какое бы поведение ни демонстрировал их ребенок, ребенком движет стремление к безопасности, желание все «просчитать» и «вычислить». Если у них это не получается, то такие дети могут начать чрезмерно волноваться и паниковать. Они могут волноваться практически по поводу всего, и, конечно же, их пугают любые изменения. Поэтому таких детей надо потихоньку вовлекать в новые ситуации, учиться не бояться, но здесь следует быть очень осторожными – тут легко можно перегнуть палку. Привычка тревожиться и просчитывать то, что может пойти не так, приводит к тому, что для таких детей более привычен пессимистичный взгляд на вещи, поэтому родителям надо стараться учить ребенка обращать внимание на позитивную сторону жизни, действовать, развивать их доверие к жизни и к себе. В любом случае, нужно стараться снижать уровень тревожности вашего ребенка, любым работающим для вашего ребенка способом. Например, обращая внимание на то, когда ребенок чувствует себя комфортно и спокойно, и воссоздавая эти ситуации, или же разрешая ребенку спать с включенным ночником, или же с ребенком постарше – учить его подвергать сомнению его собственные сомнения, или же представлять себя гораздо больше и сильнее, чем его страхи. Некоторые дети-Шестерки, наоборот, не показывают свою тревожность и нерешительность и как бы «идут против своего страха». Такие дети могут бунтовать, но в этом случае родителям надо, с одной стороны, понимать, что их ребенок бунтует из боли и страха, но с другой стороны, занимать твердую позицию, не допуская негативного поведения ребенка.
Но, наверное, самое главное, чем родители могут помочь такому ребенку – это вселять ему веру в себя и в правильность своих решений, развивать его способность проявлять инициативу. Надо помнить, что сложности с принятием решений, откладывание на потом и отсутствие инициативы у таких детей связаны с тем, что они не доверяют ни себе, ни людям вокруг, и стараются решить, на кого или на что они могут положиться. Образно говоря, у них в голове есть некий «внутренний комитет», состоящий из различных авторитетных для них людей или источников и при принятии решения им необходимо, чтобы все члены их «внутреннего комитета» проголосовали за это решение единогласно… А такого достичь непросто. Поэтому надо потихоньку приучать ребенка принимать самостоятельно сначала легкие решения, потом решения посложнее. Мотивируйте ребенка действовать, даже несмотря на то, что он не чувствует себя до конца готовым. И здесь важно, чтобы если вы позволяете ребенку принимать свои собственные решения, то принимайте его выбор, не смейтесь и не критикуйте, помните, что ребенок склонен «накручивать себя», винить себя за неправильный выбор, забывать свои предыдущие успехи и еще больше чувствовать неуверенность в себе. Поэтому важно не только мотивировать ребенка принимать свои собственные решения, но и искренне принимать его выбор, хвалить его за вовремя проявленную инициативу и совершенные действия.
И, конечно же, многое осталось за скобками, и есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и в этом коротком посте описывались только некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с детьми-Шестерками. Но при следовании любым советам и собственной интуиции необходимо помнить, что по-настоящему понять и услышать фразу «ты в безопасности», а это то самое утерянное детское послание, которое такие дети так сильно хотят услышать и поверить в него, ваши дети смогут только, если вы не только будете говорить о безопасности, доверии, лояльности, но если, как минимум ваша семья станет таким вызывающим доверие безопасным местом, а это невозможно без повышения уровня внимательности и осознанности самих родителей и понимания ими самих себя.
Эннеатип 7: “Энтузиаст”. Можно ли обуздать непоседу?
Есть дети, у которых энергия и оптимизм переливаются через край, они ложатся спать и просыпаются с улыбкой на лице, находятся чаще всего в солнечном расположении духа и обладают заразительным смехом, все время ищут все новое и веселое, они по природе любопытны, общительны, заводят множество друзей и знакомых, и вообще любят, когда в гости приходят интересные люди, и тогда они начинают рассказывать истории и шутить, как бы развлекая всех вокруг, им легко и весело разыгрывать для родных яркие представления и смешные сценки. Такие дети могут быть достаточно неусидчивые и нетерпеливые, но обычно схватывают все мгновенно, могут с успехом делать несколько дел одновременно и хотят узнавать что-то новое, они обычно могут отлично развлекать сами себя, быстро справляться с переживаниями и переключаться на что-то, доставляющее удовольствие, а если им что-то хочется получить – настойчиво будут этого добиваться и найдут способ уболтать родителей дать им это. Если у вас такой ребенок, то есть вероятность того, что ваш ребенок – Семерка по Эннеаграмме. Семерки хотят быть счастливыми, очаровательными и очарованными, оптимистичными и полными энтузиазма. С детства Семеркам легко сохранять позитивное настроение и их может удивлять, что некоторые люди могут считать жизнь тяжелой и проблематичной.
Позитивный настрой – это здорово, это бесценное качество, поэтому родителям может быть невдомек, зачем нужно «ограничивать» оптимизм ребенка. Месте с тем, жизнь приходит не только с вечным позитивом, но и с болью и сложностями, поэтому способность иметь дело со своей болью и своими негативными переживаниями – это тоже хороший навык. Вместе с тем, с самого раннего детства дети-Семерки настолько боятся того, что они не смогут справиться со своей болью, что через позитив и постоянный рефрейминг от этой боли убегают. Поэтому они часто «перегибают палку» со своим позитивом и это бесценное качество начинает искажаться и превращаться в бегство от себя. Поэтому важно научить ребенка проживать сложности и справляться со сложными и конфликтными ситуациями, не убегая от них. И родители ребенка-Семерки, способные почувствовать грань, баланс между необходимым в жизни позитивом и способностью не убегать от своих истинных, иногда и негативных чувств и сложностей, а также способные помочь ребенку эту грань для себя понять – смогут сделать для своего ребенка-Семерки особенно ценный подарок. Это будет тот подарок, который сильно повысит шансы их ребенка быть по-настоящему счастливым. Но без осознания себя родителям сложно будет это сделать – ведь сами родители могут фокусироваться на негативе или же, наоборот, отрицать свои негативные или неэффективные чувства, или же часто и долго находиться в плену своих негативных чувств и переживаний, а все это может не позволить ребенку найти тот самый баланс. Поэтому старайтесь создать ребенку ту поддерживающую среду, которая поможет ему проживать свои сложные ситуации, пережить свои негативные чувства, чувства боли и лишения, а не отпугнет его и не заставит бежать еще больше и быстрее.
Также родителям такого ребенка понимать, как сильно их ребенку нужна свобода и отсутствие ограничений. Но как же дисциплина, спросите вы? Дисциплина и воспитание чрезвычайно важны, но осознание этой особенности вашего ребенка позволит вам также найти те слова, которые позволят вашему ребенку вас услышать, позволят вас не навязывать дисциплину, а мотивировать ребенка ее соблюдать. Учите ребенка хорошим манерам, показывайте, что не приемлете грубость, но оставайтесь при этом спокойны, будьте гибки. Также помните, что если загоните ребенка в угол или будете слишком строги с ним, он легко может обмануть. Кроме того, способность ребенка себя развлекать и кажущаяся его независимость, могут создать впечатление у занятых родителей, что ребенку и так хорошо, без излишнего внимания с их стороны. Но и здесь важно не обмануться, чувствовать баланс – помните, ребенок вас любит больше жизни и ценит личный контакт с вами. Он любит свободу, но слишком много свободы может воспринимать, как пренебрежение. Также родителям важно помнить, что желание не иметь ограничений в жизни и стремление получить от жизни максимум удовольствия часто заставляет Семерок с детского возраста импульсивно удовлетворять свои ежеминутные «хотелки», часто в ущерб интересам другим (я этого хочу прямо сейчас!!), бросать на полпути свои проекты и обязательства, когда они потеряли для Семерки новизну, интерес и очарование – поэтому искусно учите ребенка брать на себя длительные обязательства, обращать внимание на важность учитывать интересы потребности других людей.
И, конечно же, и в этом коротком посте многое осталось за скобками, и есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, но я описала здесь некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с детьми-Семерками, из чего могут проистекать все иные задачи, сложности и проблемы, которые могут возникать у таких детей и у родителей таких детей. Просто помните, что ваш ребенок считает, что он будет больше любим, если он будет «играть роль» счастливого ребенка, но тем не менее, когда он всегда в приподнятом настроении, и он хочет доказать всем, что с ним все ОК, но это может мешать близости в отношениях и не позволить ему в будущем быть по-настоящему счастливым – и это понимание даст вам подсказки того, как наилучшим образом отреагировать на ту и ли иную ситуацию, чему нужно учить ребенка и в чем нужно ему помогать.
Эннеатип 8: “Босс”. Что прячется за внешней силой?
Я уже рассказывала в предыдущих постах про семь типов детей. Пришла очередь детей-Восьмерок по Эннеаграмме. Такие дети растут сильными и энергичными, часто командуют другими детьми, но даже если и нет, то их присутствие всегда чувствуется, если же такой ребенок злится или чем-то не удовлетворен, то вы сразу же об этом узнаете – обычно с такими своевольными детьми сложно справляться, им сложно слушаться, они создают проблемы няне и учителям своим упрямым, агрессивным и настырным поведением, говорят и действуют прямолинейно, с чувством собственного достоинства и с самого раннего возраста требуют уважения к себе, они даже пытаются контролировать своих родителей и говорить им, что нужно делать. Часто во взаимоотношениях с другими детьми они являются лидерами, защищают «своих», мстят «предателям», отстаивают справедливость. Восьмерки c раннего возраста взаимодействуют с миром, стремясь быть сильными, хотят быть независимыми и следовать собственному курсу. Такие дети рано делают вывод о том, что в жизни никому нельзя доверять, что они должны полагаться только на себя, доказать свою силу, противостоять слабости. Поэтому такие дети становятся инициативными людьми практического действия, «без глупостей», которые быстро принимают решения и способны принять ответственность на себя, если больше некому.
В первую очередь, родителям таких детей необходимо принять то, что хорошие манеры – это не о вашем ребенке, поэтому не нужно надеяться, что вашими неимоверными усилиями ребенок станет образцом воспитанности. Вместо этого лучше выбрать те манеры, которые для вас особенно важны, и настаивать на этом, договариваясь с ребенком. Здесь также важно помнить про одну важную особенность детей-Восьмерок – а это то, что, как ни странно, они гипер-чувствительны, но делают все, чтобы не показать ту нежную и уязвимую часть себя, которую так сильно охраняют. Поэтому в абсолютном большинстве случаев агрессивность и напористость вашего ребенка – это способ защитить эту сторону себя или же показатель того, что ребенок не чувствует, что его слышат. Поэтому, вместо того, чтобы злиться и терять терпение при проявлении агрессии вашим ребенком – мягко и спокойно спросите, что у него случилось, будьте с ним прямолинейны, честны и будьте тем, на кого он может положиться. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что ребенок так просто может «раскрыться» и «расслабиться» — здесь родителям надо особенно постараться, и помочь в этом может лучшее понимание родителями себя, своих собственных реакций и того, что мешает тому, чтобы ребенок вам полностью доверял. Также кричать на ребенка в ответ на его проявления агрессии (а ведь многие же родители не выдерживают и срываются) совершенно непродуктивно, также непродуктивно ставить такого ребенка в угол или оставлять без ужина. Ваша чрезмерная (или несправедливая – как это может оценить ребенок) реакция на гнев ребенка его только продлит. Важнее честно объяснять ребенку то, как влияет на вас его агрессивность, учить ребенка узнавать, когда нарастает гнев – и, например, считать до десяти, учить его выражать свои эмоции спокойно, иногда отстраняться или идти на компромисс, не обвинять, а уточнять и задавать вопросы (ведь он мог неправильно понять ситуацию).
Вместе с тем, пожалуй, самое важное, в чем родители могут поддержать ребенка – это помочь ему увидеть и признать свою уязвимость, помочь ему разграничить уязвимость и слабость, что в свою очередь приведет к тому, что ребенок будет становиться спокойнее и мягче, вместе с тем оставаясь сильным. Это также поможет ему видеть свою напористость и ее влияние на других людей, регулировать уровень своей энергии, не потерять свою силу, а стать по-настоящему великодушным человеком. Конечно, роль «независимого и сильного ребенка», который верит в то, что когда он независим, то ему нельзя причинить боль и использовать его, помогает, но независимость также может не позволить вашему ребенку доверять любви и он в будущем может не позволить другим людям себя любить. Тем не менее, родителям также надо помнить о том, что быть сильным для ребенка – это одна из самых главных жизненных ценностей, что ему важно не только любить, но и уважать людей, в том числе и вас как своих родителей. Поэтому вам важно быть тем, кто может спокойно и с любовью противостоять своему ребенку, быть с ним твердым, но одновременно и гибким. Из этой позиции вам будет легче объяснить вашему ребенку, что доверять по жизни можно не только тем, кто может противостоять, что можно иногда быть менее прямолинейным не в ущерб правдивости.
И я думаю, что те, кто читает эту серию постов, уже поняли, что в заключении я скажу, что в этом коротком посте многое осталось за скобками, и есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и что я описала здесь некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с детьми-Восьмерками. Но, скорее всего, только осознанность может помочь вам как родителям почувствовать тот баланс между твердостью и мягкостью по отношению к ребенку, который позволит вам создать атмосферу доверия, а вашему ребенку действительно поверить в то, что даже если он ослабит оборону, его не предадут, а это именно то послание, которое такие дети так хотят услышать и которому так хотят поверить.
Эннеатип 9: “Миротворец”. Легко ли “жить дружно”?
Если ваш ребенок достаточно спокойный, производит приятное впечатление и старается делать так, чтобы с ним ни у кого не было проблем, ценит мир и гармонию и даже старается наладить мир между родителями, любит смотреть телевизор, играть в компьютер или просто сидеть, развалившись в кресле или на диване, если он, в основном, расслабленный и мягкий, но иногда, как бы ниоткуда, злость вылезает из него «как чертик из табакерки», часто обещает что-то сделать, но забывает или никак не может, а периодически бывает и откровенно упрямым, если он большую часть времени просто гуляет с друзьями, а может, и говорит он и двигается чуть более медленно, чем остальные дети, и с трудом принимает решения, то есть основания предположить, что ваш ребенок может относиться к типу Девять по Эннеаграмме. Девятки взаимодействуют с миром, стремясь быть миролюбивыми. Они фокусируются на поддержании чувства внутренней гармонии, легко пренебрегая своими потребностями в пользу потребностей кого-то другого. Они также могут делать вид, что соглашаются, чтобы не конфликтовать, но на самом деле они стараются сделать так, чтобы у них было все, что сделает их счастливыми и принесет комфорт.
Часто такие дети настолько милые и добрые, ни с кем не ссорятся, часто улыбаются, что родители воспринимают их как маленьких ангелов, гордясь миролюбивыми качествами своего ребенка. Такие дети также могут казаться самодостаточными и непритязательными. В этой связи родителям важно понимать, что главное в жизни для такого ребенка (и впоследствии взрослого) — держаться потише, не высказывая без крайней необходимости своего мнения, не «продавая» свои идеи, не быть напористым или решительным. Поэтому, с одной стороны, надо понимать, насколько сложно такому ребенку находиться в центре внимания, но с другой стороны необходимо очень аккуратно помогать ему чувствовать себя комфортно с этим, гордиться своими достижениями, не принижая их. Также важно осознавать, что мотивирующей эмоцией этого милого и миролюбивого ребенка, как ни странно, является именно гнев. Но этот гнев просто отрицается, но отрицаемые эмоции, как мы знаем, никуда не деваются и накапливаются, иногда проявляясь неожиданными вспышками гнева и агрессии, а иногда в форме лени, забывчивости, упрямства или пассивно-агрессивного поведения. Поэтому, если вы видите, что ребенок ведет себя не очень хорошо, это значит, что у него есть невысказанные проблемы или потребности, и вам нужно предпринять усилия и выяснить у ребенка, что случилось. Но помните, что ему может быть сложно рассказать вам все, как есть. Может, вам лучше поговорить с ребенком об этом перед сном и дать ему достаточно времени, чтобы он смог рассказать вам, как прошел день и что у него накопилось. В любом случае поощряйте ребенка высказывать прямо свою точку зрения и уважайте ее, даже если она отличается от вашей. Вам, конечно, не обязательно следовать его точке зрения, но просто помните, что ребенок боится, что если он выскажет то, что действительно думает, то это приведет к конфликту с самыми любимыми и важными для него людьми. Поэтому ваша задача как родителей – создать для него как можно больше опыта, доказательств того, что это не так. Показывайте ему, что его присутствие в этом мире имеет значение. Чаще хвалите его, даже если он будет стесняться, помните, что в глубине души ему очень хочется этой похвалы.
Девятки мотивируются изнутри, и если они действительно чего-то сами захотят – их не остановить в достижении своей цели. При воспитании такого ребенка важно помогать ребенку определять свои собственные желания и приоритеты и следовать им (но им может быть сложно отделить свои собственные желания и приоритеты от следования желаниям и приоритетам других людей, так как их адаптационная жизненная стратегия диктует им «забывать» себя, свои желания, приоритеты и потребности). Но в этой связи, если родители (из лучших побуждений) пытаются принимать решения за своего (может, не так быстро принимающего решения) ребенка и прямо или косвенно навязывают ему свою собственную точку зрения или повестку дня (мы же знаем лучше!), то они могут оказать своему ребенку медвежью услугу. Но вместе с тем, учитывайте привычку вашего ребенка-Девятки откладывать все на потом и медлить с принятием решений – и не идите на поводу такого поведения ребенка. Иногда полезно не вмешиваться и дать ребенку возможность испытать на себе последствия такого поведения. А иногда полезно настаивать на соблюдении дисциплины – распорядок дня, планы действий и контроль их выполнения могут быть полезными для таких детей. И старайтесь, чтобы те действия, которые вы ожидаете от ребенка, были выполнимыми – ребенку-Девятке особенно важно «есть слона маленькими кусочками», делать мелкие шаги к достижению большой цели, иначе эта цель никогда не будет достигнута.
И уже не новость, что и в этом коротком посте многое осталось за скобками, и есть еще много нюансов воспитания и решения сложных вопросов, связанных именно с вашим ребенком, и что я описала здесь некоторые, но ключевые, глубинные аспекты взаимодействия с детьми-Девятками. Но, скорее всего, только осознанность может помочь вам как родителям понять, как именно соблюдать баланс между тем, чтобы не потворствовать поведению своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, дать ему понять, что когда он делает все, чтобы не раскачивать лодку, чтобы никого не расстраивать, стараясь слишком не вовлекаться, чтобы не нарушить мир, то мира и любви в его мире может и не быть.
Тип личности как повод для развития
Этот пост – последний из серии коротких статей «Разным детям – разное воспитание», посвященных воспитанию детей, когда помощником родителей в глубоком понимании ребенка и его потребностей, является Эннеаграмма. Конечно, при воспитании детей, нужно учитывать возрастные, гендерные и иные особенности детей. Этого никто не отменял. Например, как говорят, с мальчиками надо говорить более коротко и конкретно, ставить реальные задачи, больше хвалить, а с девочками нужно избегать резкого и громкого тона, больше эмоционально вовлекать, помогать, больше смотреть в глаза и т.д. Скорее всего, это все имеет значение и немалое.
Вместе с тем, люди, знакомые с Эннеаграммой, обычно понимают достаточно хорошо, какую мощную поддержку может оказать эта модель в понимании и воспитании детей, насколько более глубоко они смогут понять своего ребенка, если поймут его Эннеатип. И понимание это будет основано не только на демонстрируемом ребенком поведении (поведение-то понять не так уж и сложно), возрасте, поле, физических особенностях ребенка и т.д., а на глубинных мотивах, на движущих его поведением чувствах и эмоциях, на его глубинных психологических потребностях. Они на своем собственном опыте знают, насколько хорошо и точно Эннеаграмма описывает мыслительные, эмоциональные и поведенческие привычки людей (а, значит, и их детей), что это и есть способ заглянуть «в голову» их ребенку, а также подобрать к нему заветный волшебный ключик.
Вместе с тем, чаще всего, вопрос от родителей, знакомых с Эннеаграммой, заключается в том, как и когда можно определить тип ребенка. Рождаются ли их дети с определенным типом, можно ли этот тип поменять, в каком возрасте он появляется или проявляется. Что важнее – воспитание или природа, врожденные особенности? Извечные вопросы….
На эту тему проведено много исследований, глобальных и локальных, в рамках известных учебных заведений и независимых, и эксперты Эннеаграммы соглашаются с тем, что аналогично тому, что мы рождаемся с определенным темпераментом, также и в равной степени мы рождаемся с определенным типом личности по Эннеаграмме. И тип личности не меняется в течение жизни. Может меняться наш характер, наше поведение, мы можем овладевать теми или иными навыками, вести себя по-разному дома и на работе, мы можем развивать или нет наш эмоциональный интеллект, менять свое отношение к тому, что происходит в нашей жизни и т.д., но поменять свой тип личности мы не можем. Но, метафорически говоря, мы можем носить свой тип личности как летний костюм, или как железные доспехи, мы можем легко одевать его или снимать его время от времени, или же носить свои доспехи 24 часа в сутки, семь дней в неделю, год за годом до самой смерти, позволяя тем самым нашим лучшим качествам атрофироваться и исчезать. Это и будет нашим выбором и нашим развитием. И детей мы можем научить либо понимать, что они гораздо больше, чем их тип личности, и жить исходя из этого состояния сознания, либо неосознанно, из наилучших побуждений и из большой любви загонять детей в коробку их типа личности и навешивать на эту коробку амбарные замки.
Определить тип ребенка, действительно, бывает непросто. И, как показывает практика, родители часто ошибаются, особенно при поверхностном знакомстве с Эннеаграммой, например, родители детей-Семерок часто видят своих детей Пятерками, родители детей Троек – Девятками и т.д., и этому тоже есть свое объяснение. Но зная Эннеаграмму и используя ее для своего собственного развития, многие родители находят пути правильного определения типа своего ребенка. Учиться типировать людей (и детей) можно также на семинарах и тренингах по Эннеаграмме. Но именно с учетом того, что Эннеаграмма является настолько мощным инструментом, типировать с помощью Эннеаграммы надо очень осторожно, и особенно детей – стараться использовать инструмент для более глубокого понимания ребенка, а не для наклеивания ярлыков. И, как тоже показывает практика, более осознанные родители легче находят тот заветный баланс.
Работы известного швейцарского психолога Жана Пиаже дают подсказку насчет того возраста детей, когда может проявиться тип личности ребенка и когда можно знакомить его с инструментами типирования и развития, и в частности, с Эннеаграммой – это можно делать, в его терминологии, в подпериод конкретных операций (7-11 лет) и в период формальных операций (11-15 лет). Применяя работы Пиаже к Эннеаграмме, можно сказать, что тип Эннеаграммы может проявиться у ребенка годам к семи, а с Эннеаграммой его можно знакомить только ближе годам к 11-ти, потому что именно в этом возрасте у детей начинают развиваться абстрактные качества и способности к мета-мышлению. И родителям необходимо учитывать все это, чтобы правильно применять инструмент Эннеаграммы к воспитанию своих детей.
Вместе с тем, как говорилось в каждой из статей этой серии, самое важное, что родители могут сделать для своих детей – это повышать свой уровень внимательности и осознанности, работать над собой и над тем, чтобы не идти на поводу у «автопилота» своей личности. Мне очень нравится то, что по этому поводу написали в своей книге «Мудрость Эннеаграммы» Дон Рисо и Расс Хадсон: «Самое поразительное из того, что мы обнаруживаем, исследуя свои привычки, реакции и внутренние голоса, это как много из всего этого нами унаследовано от наших родителей. Хотя многим из нас и хочется видеть себя совершенно не похожими на отца и мать, но если мы повнимательнее посмотрим на свои ценности и свое действительное поведение, то увидим, как много они нам передали своих психологических проблем и их «решений». Наши родители, в свою очередь, также получили многие проблемы и реакции от своих родителей и так далее…Более того, может быть ещё важнее то, что такую Работу необходимо делать, чтобы не допустить передачу этих деструктивных привычек нашим потомкам…. Соответственно, многие молодые родители делают всё возможное, чтобы олицетворять новую систему ценностей, чтобы их дети не вели себя разрушительно. Поэтому, с точки зрения отдельно взятой личности или целого поколения, работа над собой — это благородное дело, а воспитание детей — это призыв к пробуждению – видеть, реагировать и давать с открытым сердцем».