Сказкотерапия, или исцеляющие истории для детей с помощью Эннеаграммы

Автор — Марина Калдина
Сказка – наилучший путь глубоких разговоров с ребёнком. Сказка понятна ребёнку лучше, чем объяснения, нравоучения и наставления. С помощью сказки мы можем обратить внимание ребёнка даже на его скрытые, на первый взгляд, проблемы и внутренние дилеммы, можем помочь ему посмотреть на ситуацию под другим углом, и дать понять, что он не единственный, у кого есть такая проблема.
Кроме того, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями. Сказки резонируют со всем существом ребёнка, «включают» его собственного внутреннего рассказчика, побуждают его слушать, говорить и исцеляют.
Сказка – наилучший путь глубоких разговоров с ребёнком.
Сказка понятна ребёнку лучше, чем объяснения, нравоучения и наставления.
Сказки подсказывают ребёнку, как нужно поступать, а как – нет, показывают многие жизненные проблемы, и способы их решения. Сказкотерапия для детей позволяет «вытащить» из сказочной истории весь её скрытый потенциал и использовать его во благо ребёнку. Конечно же, просто прочитать ребёнку сказку недостаточно. Нужно обсудить сказку с ребёнком, подсказать ему ключевые моменты или мораль сказки, а через мораль – и решение его собственных проблем, мягко направить его к тому, чтобы он увидел в ней выход из своей проблемы.
Вместе с тем, психологи советуют родителям подготовить себя к занятиям сказкотерапией с ребёнком. Что же может помочь родителям правильно выбирать или придумывать сказки?
Прежде всего, надо знать, какие темы наилучшим образом «поработают» на благо ребёнка, какие сказки будут не только интересными, но и терапевтическими для вашего ребёнка. Конечно, можно наблюдать за ребёнком и считывать его видимые эмоциональные проблемы. Но можно постараться поработать и поглубже – добраться до глубинных потребностей ребёнка, ограничивающих подсознательных убеждений, тем или иным способом воспринятых ребёнком от самих же родителей или от других взрослых людей, имеющих для ребёнка особое значение в детстве, или же постараться донести до ребёнка так называемые «потерянные идеи» – те
идеи, которые по разным причинам ребёнок не смог услышать (даже если родители пытались её передать), и которые превратились в основную боязнь ребёнка.
Эннеаграмма – это замечательная модель, которая может помочь родителям в подборе (или сочинении) сказок или исцеляющих историй для своего ребёнка, если они хотят поработать с теми наиболее актуальными для ребёнка вопросами, которые неочевидны и могут быть скрыты от понимания родителей и понимания самого ребёнка.
Эннеаграмма говорит о 9-ти типах личности (Эннеатипах) или о 9-ти системах мировоззрения людей, но она, прежде всего, является моделью развития. Мы все знаем, что далеко не каждый ребёнок идеально подходит своему родителю. Но задача родителей – не поменять или «подобрать» тип ребёнку (это невозможно), а глубже понять внутренний мир ребёнка и различия между ним и вами, как родителями, и подарить своим детям самый важный подарок – эмоционально стабильное детство и счастливое будущее. И в этом инструмент Эннеаграммы бесценен.
…задача родителей – не поменять или «подобрать» тип ребёнку
(это невозможно), а глубже понять внутренний мир ребёнка
и различия между ним и вами, как родителями, и подарить своим
детям самый важный подарок – эмоционально стабильное детство
и счастливое будущее…
В зависимости от Эннеатипа ребёнка Эннеаграмма говорит об его основных страхах и основных психологических желаниях, об основных психологических травмах (родители не могут полностью избавить ребёнка от травм!), об ограничивающих детских подсознательных идеях и убеждениях, а также о «потерянных идеях» и о многом другом.
Эннеаграмма показывает нам то, что на глубинном уровне движет человеком (и вашим ребёнком тоже(!)), что его беспокоит. Она может стать наиболее точной картой для родителей, может показать им верное направление взаимодействия с ребёнком и его воспитания.
И если вы знаете тип ребёнка, то придумав или подобрав сказку, где главный герой похож на человека этого типа, ребёнок будет узнавать в главном герое себя, но всё-же такое сходство не будет слишком явным. Если вы тип не знаете, то вы можете придумать или подобрать 9 сказок, с героями, похожими на каждый из девяти Эннеатипов – и в одном из героев ребёнок точно узнает себя. Эти сказки будут работать глубоко, системно и целостно, не оставляя ничего за скобками.
Какими могут быть, например, терапевтические сказки, основанные на Эннеаграмме?
Скажем, например, что ваш ребёнок Единица. Эннеаграмма описывает Единиц принципиальных, целеустремленных, ответственных, организованных, дисциплинированных, ориентированных на детали людей с хорошим самоконтролем. С самого раннего детства такие люди стараются играть роль «хорошего ребёнка», который верит: «Когда я хороший, тогда я достоин любви». Для него «быть хорошим» становится эквивалентно «быть любимым», и довольно рано он приходит к выводу, что его поведение всегда должно быть хорошим. И за теми усилиями, которые он прилагает, чтобы быть хорошим, прячется страх того, что он
не достоин любви. Соответственно, стремясь быть целостными и совершенными (основное желание), Единицы боятся быть плохими, порочными и дефективными (основная боязнь). В метафорических контрактах на успех и счастье у Единиц заложено то, что для того, чтобы быть успешными и счастливыми, они должны все делать правильно, жить целостно, в соответствии со своими идеалами, улучшать других, быть вне критики. Они очень стараются никогда (!) не делать ошибок, чрезвычайно серьёзно подходят к тому, чтобы постоянно улучшать себя и всё вокруг. Их злит несправедливость и безответственность, но и показывать те свои эмоции, которые они считают «неправильными», они себе не позволяют.
Имея такие внутренние убеждения, уже начиная с детского возраста Единицы совершенно неосознанно практически постоянно оценивают или критикуют поступки и манеры окружающих. Также для них сложно отличить своё намерение (помочь) от результата их поведения (критика, обвинение).
Это часто приводит Единиц к тому, что они (в детстве и во взрослом возрасте) видят мир в чёрно-белых тонах, слишком много внимание уделяют тому, что верно, а что не верно, становятся излишне серьёзными, не могут (или не желают) расслабиться и вести себя беспечно; поддерживают жёсткий и отстранённый фасад, не желают идти на компромиссы.
Конечно, чтобы помочь детям-Единицам быть или стать более эмоционально стабильными и счастливыми, родителям надо бы находить способы побудить детей задумываться над такими вопросами, как:
— А что такое «делать всё правильно»?
— Как мы себя чувствуем, когда стремимся всё
сделать правильно и с первого раза?
— А что будет, если мы ошибёмся?
— А стандарты «правильности» объективны
или субъективны?
— А что, если мы живём не для того, чтобы
сделать всё правильно, а для того, чтобы жить более счастливо и быть собой?
— А что, если другие тоже правы?
— А что, если другие должны сами пройти через свои уроки?
— А какое решение в этой ситуации будет не правильным, а лучшим для тебя?
— А что, если «стремление сделать всё правильно» является тем, что мешает тебе добиться успеха?
— Ты хочешь быть правым или счастливым?
и т.д.
Итак, вы можете сочинить и рассказать ребёнку сказку про Царя-перфекциониста.
Например, такую:
«Жил-был в своём Царстве Царь-перфекционист и указывал всем на ошибки, но более того – за ошибки винил и себя нещадно, но знала об этом только его жена, Царица. Сын у него хотел быть певцом, но не такую долю видел для сына отец. Знает отец, как сыну надо жить правильно. Хочет, чтобы его сын делал всё правильно, так как убеждён, что ошибки делать нехорошо. Учит, поучает, критикует. Не выдерживает сын и бежит из дома. Царица обвиняет царя в бездушии и гонит его от себя.
Царь остаётся один и живёт в постоянных отчаянных попытках собрать рассыпающийся порядок. Мало что получается. И вот снится Царю сон, где несмотря на все его ошибки, приходит к нему ангел в белых одеяниях и повторяет ему: «Ты хороший». И тогда, во сне, первый раз Царь смог услышать это послание… «Ты хороший!». Задумался сильно.
«Может, я и правда хороший? Может, я и так делаю всё, что могу? Может, другие люди тоже могут жить правильно и эффективно «своим умом». Может, то, что они говорят и думают, тоже правильно? Может они сами лучше знают?» И, подумав это, расслабился Царь и начал получать удовольствие от жизни. Понял тогда Царь, что жизнь не всегда сложна и серьёзна, и что счастье и удовольствие — это то, что не надо зарабатывать тяжёлым трудом, это то, что принадлежит каждому по праву.
И снял тогда Царь самый тяжёлый груз со своих плеч, груз излишнего совершенства. Соединился Царь с пониманием истинного совершенства, понял, что и он, и всё вокруг совершенно, даже в своём несовершенстве. И, о чудо, расслабился Царь и стал воистину мудрым и справедливым правителем, уважающим всех своих родных и подданных – и полюбили все его искренне. Сын вернулся и стал петь свои песни на радость всех подданных Царства, и с Царицей стал жить Царь душа в душу».
Вы можете добавить дополнительные детали в сказку, которые позволят вам обсудить с ребёнком самые важные для ребёнка вопросы. Вы даже можете предложить ребёнку проиллюстрировать сказку или инсценировать отрывок из нее.
Но, конечно, не надо ждать немедленного эффекта, особенно, если вы работаете с глубинными мало осознаваемыми страхами и желаниями ребёнка. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с той или иной проблемой. Но зная эти проблемы, вы можете придумывать для ребёнка индивидуальные сказки, которые будут максимально приближены к возрасту ребёнка, его реальной ситуации, но вместе с тем всё-таки останутся сказкой или метафорической историей.
Источник: Журнал "Счастлива в семье"