Разрываем порочный круг: восстановление связи со своей сущностью
В этой статье хочу поговорить о сущности, истинной природе и личности. Является ли отказ от своей личности задачей человека, который желает расти духовно? Многие духовные традиции традиционно утверждали, мол, да, личность — это препятствие для духовной реализации, и старались обойти ее на пути к тому, что называется сущностью, или нашей истинной природой, — то есть на пути к пониманию того, кем мы являемся на самом деле. Это, может, и так, но тогда для достижения цели необходимо уйти монастырь и заниматься практиками по 16 – 18 часов в сутки.
Однако большинство из нас живет обычной жизнью, работают, растят детей, строят отношения. У нас есть масса соблазнов и зависимостей, которые способствуют проживанию нами жизни, не наполненной духовным опытом. Тем не менее, в последнее время всё больше и больше у людей появляется потребность в духовном развитии и «пробуждении». Для реализации этой потребности многие вовлекаются в то, что называется духовной иллюзией (по-английски это часто называют spiritual bypass, или «духовным избеганием»): вроде говорят и декларируют правильные вещи, ставят на первый взгляд правильные цели, занимаются духовными практиками, медитируют, но при общении с ними есть некое ощущаемое несоответствие между тем, кем человек себя представляет, кем хочет быть и как проявляется на самом деле. Сами люди это несоответствие чаще всего, но оно заметно окружающим.
Люди могут вовлекаться в «духовную иллюзию» по той причине, что это их личность страстно желает, чтобы они стали «духовными», «соединились с сущностью или со своей истинной природой», поэтому на пути к «духовности», «сущности», «истинной природе», «к тому, кем я являюсь на самом деле» они перепрыгивают через требующие внимания психологические вопросы, так как, по их рассуждению, «копаться в прошлом, мол, не духовно».
Чтобы соединиться с cущностью, надо в первую очередь позволить нашей структуре личности смягчиться или начать таять
Факт остается фактом: у каждого из нас есть структура личности, стратегии взаимодействия с собой и окружающими, защитные механизмы, автоматические шаблоны мышления и поведения, и чаще всего мы считаем эту структуру личности собой. Мы сами не понимаем этого. Часто в стремлении к истинной природе, к сущности мы игнорируем эту структуру. Но парадокс состоит в том, что если мы не поймем степень своего слияния со своей структурой личности, не изучим ее досконально, то не пробудимся, не просветлимся, не соединимся с сущностью и не поймем, кто мы есть на самом деле.
Об этом парадоксе стали говорить относительно недавно. Сегодня всё больше и больше психодуховных школ говорят, что духовность неотделима от психологии и что для того, чтобы соединиться с cущностью, надо в первую очередь позволить нашей структуре личности смягчиться или начать таять. Для этого нам надо ее изучать, понять, как она сформировалась, как повлияла на состояние нашего сознания.
Итак, давайте посмотрим, как наша cущность (истинная природа) взаимодействует с нашей структурой личности. Мне нравится, как про это взаимодействие и формирование личности говорит основатель алмазного подхода Хамид Али в своей книге «Элементы настоящего в человеке» (он пишет под псевдонимом А. Х. Алмаас).
Алмаас говорит, что новорожденный ребенок олицетворяет свою истинную природу. Он — это сама Сущность, сама чистота, жизненность, любовь, ценность, искренность, красота, целостность.1 Но новорожденный ребенок, будучи почти чистым Бытием, почти Сущностью, имеет одно очевидное ограничение: у него достаточно беспомощное тело. Он не может самостоятельно себя обслуживать и полностью зависит от людей, которые о нем заботятся. И поэтому неизбежно он начинает взаимодействовать со своим окружением, чаще всего с родителями, и через это взаимодействие начинает развиваться его личность. Он просто не может не получать извне то, что ему необходимо на первых порах жизни, — именно это и формирует его личность.
Все мы смотрим вовне независимо от того, насколько безоблачным является наше детство. А что, если в первые дни жизни ребенка что-то пошло не так: мама попала в больницу, не могла по какой-то причине помочь ребенку немедленно избавиться от боли, например, когда у него болит животик? Ребенок неизбежно формирует свои стратегии реагирования на ситуацию, которая складывается вовне, приспосабливается, формирует свои стратегии выживания, сопротивляется, реагирует. Набор этих реакций и стратегий создает то, что мы называем личностью.
Формирование личности — это естественный и неизбежный этап человеческого развития. Человек не может выжить без личности. Но ее формирование имеет свои последствия.
Одним из таких последствий является то, что постепенно ребенок теряет связь с сущностными качествами (с которыми он, по мнению Алмааса, родился2), и эту потерю связи он не может тем или иным способом не ощущать. Каждый человек потерю связи с какими-то сущностными качествами ощущает более остро, а с какими-то — менее. Например, кто-то может больше хотеть ощущать себя любимым, а кто-то — совершенным, или сильным, или ценным и т. д.
Обычно нехватка ощущается как неполноценность, и это всегда болезненно и стыдно. И, конечно же, мы пытаемся избежать ощущений неполноценности, стыда и унижения, начиная заполнять эту нехватку разными способами. Коль скоро мы cчитаем, что должны извне получить то, что нам не хватает, то чаще всего мы стараемся сделать так, чтобы другие люди считали нас совершенными, сильными, ценными, щедрыми, компетентными и т. д.
Если же мы начинаем исследовать свою структуру личности и ее защитные механизмы, то не можем не встретиться с ощущением своей неполноценности, и… с чувством стыда и унижения. А это те чувства, от которых мы больше всего хотим избавиться! Вот почему многие так не хотят копаться в себе!
Парадокс заключается в том, что именно острое ощущение нехватки — это как раз дверь к восстановлению связи с нашими сущностными качествами
Но парадокс, по мнению Алмааса, заключается в том, что именно острое ощущение нехватки — это как раз дверь к восстановлению связи с нашими сущностными качествами, к пониманию того, кто мы есть. Без понимания того, что мы подошли к этой двери, ничего не случится. Эта дверь прикрыта чувствами стыда и унижения, от которых хочется бежать. Однако, если мы хотим действительно восстановить свою связь с сущностью, вернуться домой, вернуться к истинному себе, нам надо эти болезненные чувства принять, позволить им быть.
Наша личность сформировалась, чтобы помочь нам выжить. Но мы больше, чем личность. Проблема не в том, что у нас есть личность, проблема заключается в том, что мы чаще всего принимаем себя за нашу личность, то есть отождествляемся с ней. И тем самым искажаем реальность. Как же именно?
Эннеаграмма помогает нам понять, какую роль в нашей жизни играют наши защитные механизмы, а также какие аспекты нашей Сущности становятся наиболее значимыми для нас и с какими аспектами нам наиболее важно восстановить связь. Эннеаграмма говорит нам о том, потерю контакта с какими сущностными качествами каждый эннеатип ощущает наиболее остро и какие стратегии вырабатывает, чтобы воссоздать эту связь (или как компенсирует потерю).
Эннеаграмма помогает нам понять, какую роль в нашей жизни играют защитные механизмы, а также какие аспекты нашей Сущности становятся наиболее значимыми для нас
И, соответственно, эннеаграмма помогает нам открыть дверь, ведущую к Сущности, к восстановлению связи с нами настоящими.
Давайте посмотрим какие именно стратегии вырабатывает каждый эннеатип для восстановления связи с Сущностными качествами, как создается порочный круг и как его разорвать.
Единицы думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Совершенства и Благородства. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством Совершенства и Благородства означает знать где-то внутри себя, что всё является именно таким, каким должно быть. Тогда возникает чувство глубокого счастья от того, что ты являешься частью совершенного мира. Возникает ощущение, что всё в мире организовано согласно высшему совершенному порядку и каждая деталь делает целое еще более совершенным, когда приходит мудрость правильного действия.
Именно потому, что связь с сущностным качеством Совершенства была когда-то потеряна, Единицы испытывают ощущение «плохости». Они начинают верить, что обязаны быть «хорошими», исправлять ошибки и соответствовать стандартам своего критического ума. А это означает, что Единицы пытаются создать ложное совершенство и ложное благородство. И именно поэтому Единицы постоянно оценивают себя и окружающих, исходя из бессознательного убеждения в том, что всё вокруг может стать еще более совершенным, если только мы приложим для этого чуть больше усилий, — будем более ровно сидеть на стуле, или правильно складывать вещи, или следить за своим питанием и т. д. Именно поэтому Единицы злятся, когда видят несовершенство людей и мира вокруг. Это негодование и осуждение частично направлены и на них самих — за несоответствие представлениям об идеальном человеке. Эго Единиц считает, что они должны сделать себя и мир совершенными.
«Склеивает» эту структуру ведущий защитный механизм3 Единиц, который называется «реактивное образование». Это защитный механизм, который помогает проявлять вовне нечто иное, иногда противоположное, а иногда и совсем не связанное с тем, что на самом дела испытывает человек. Этот защитный механизм помогает Единицам избегать негативной эмоции неразумного гнева и держать под контролем свои чувства и импульсы для того, чтобы оставаться «правым», поступать «правильно».
Спокойствие — это принимающее сердце, способность любить то, что есть, радикальное принятие настоящего момента, мудрость правильного действия
В связи с тем, что Единицы как раз в первую очередь обращают внимание на то, что в мире несовершенно, на ошибки, наиболее часто возникающее у Единиц чувство — это чувство гнева. С другой стороны, «гнев или злость — это плохо», и, как мы видели, Единицы начинают и этот гнев осуждать и подавлять. Создается порочный круг. Если Единицы продолжат этот путь, он заведет их в тупик, — и тогда Единицы начнут еще больше контролировать окружающий мир, становиться жесткими, надменными, осуждающими, недовольными, непрощающими, требующими правильного поведения.
Путь развития для Единиц связан с осознанием и спокойным принятием в первую очередь собственных чувств и импульсов. Принимая собственные чувства, Единицы обнаруживают, что эти чувства перестают угрожать их образу себя. И тогда Единицы получают доступ к состоянию безмятежности и спокойствия — внутреннему состоянию умиротворения.
Спокойствие — это противоположность негодованию и злости: это не пассивность и не реактивное, а принимающее сердце, способность любить то, что есть, радикальное принятие настоящего момента, мудрость правильного действия. Спокойствие наступает, когда мы позволяем всем нашим чувствам быть, не подавляя их, позволяем им подниматься на поверхность, когда мы сначала принимаем, а потом отпускаем их. Мы принимаем всё возникающее в нас, как будто мы сами выбрали это. И тогда у Единиц возникает состояние ясности: они принимают решения, основываясь на телесном ощущении правильного, и освобождаются от тревоги и страха поступить неправильно. С этим Единицам открывается доступ к их сущностным качествам Совершенства и Благородства.
Про Двоек
Двойки — это помощники, взаимодействующие с миром, стремясь к взаимосвязи с людьми. Люди этого типа хотят быть привлекательными, щедрыми и сердечными. Им важно, чтобы другие оценивали их усилия и чтобы сами они чувствовали себя нужными. Люди этого типа внимательны к тому, что нужно другим людям, особенно близким. Двойки ценят других людей и легко идут с ними на контакт.
Люди этого типа внимательны к тому, что нужно другим людям, особенно близким. Двойки ценят других людей и легко идут с ними на контакт
Сложностью для Двоек является то, что им очень тяжело что-то принимать и очень сложно заявлять о собственных потребностях. Они даже могут ощущать странную внутреннюю пустоту, когда им уделяют слишком много внимания. Фокусируясь на нуждах других людей, они могут подавлять свои собственные нужды, а потом думать, что их используют. Парадокс заключается в том, что окружающие видят в них нуждающихся именно потому, что Двойки становятся требовательными и играют роль жертвы, когда люди не удовлетворяют их неозвученные потребности.
Двойкам присущ базовый страх быть недостойными любви, остаться без любви, а это произойдет, как они считают, если они начнут заботиться о себе. Сама мысль о том, что они могут в чем-то нуждаться, вызывает у Двоек страх навсегда потерять любовь окружающих.
Двойки думают, реагируют и ведут себя таким образом, потому что особенно остро ощущают потерю связи с сущностными качествами Любви и Сонастроенности. Чувствовать себя по-настоящему соединенными с сущностными качествами Любви и Сонастроенности означает знать где-то внутри себя сладкую, вкусную взаимосвязь с собой и со всем вокруг, чувствовать неизменно безусловную любовь, сопереживание, заботу, щедрость как к себе, так и ко всем окружающим.
Но именно потому что связь с сущностными качествами Любви и Сонастроенности была когда-то потеряна, Двойки не верят, что все потребности в мире удовлетворяются в соответствии с волей Вселенной и считают, что любовь надо заслужить, и потому пытаются создать ложное ощущение любви и сонастроенности. Они начинают верить, что могут получить любовь и одобрение и удовлетворить свои собственные нужды, если будут давать другим людям.
Именно поэтому Двойки много тревожатся о том, что им надо сделать для других и что они получат в обмен за свои старания. Они активны, стремятся угождать кому-то, приближаться к людям, вступать с ними в связи и поддерживать их дела, — это у них получается отлично. Они подавляют свое чувство, что они нуждаются, ради установления контакта. Одновременно с этим Двойки разрушают себя тем, что забывают впустить внутрь благодарность людей. Чтобы научиться впустить в себя эту благодарность, — благодарность, которую люди, в общем-то, вполне способны им дать, — Двойкам необходимо стать восприимчивым также и к самому себе, увидеть в себе свои нужды. Восприимчивость означает: «ты мне нужен, я хочу тебя». А гордыня говорит: «я нужен тебе». С возрастом внимание Двоек начинает всё больше фокусироваться на потребности отдавать, которая горделиво скрывает их собственное чувство нужды в заботе.
Двойки развивают ощущение собственной незаменимости и горды от того, что знают лучше, что необходимо другим людям. Их внимание направляется на нужды и потребности других. У гордыни Двоек есть две стороны: «я горжусь тем, что так много могу дать другим людям» и «я слишком гордый, чтобы просить кого-то о помощи». Именно тогда у эго возникает ложное ощущение любви ко всем и сонастроенности с потребностями окружающих.
Смирение для Двоек означает необходимость научиться заботиться об удовлетворении своих потребностей, замечая, что это не лишает их любви и принятия окружающих
Защитный механизм вытеснения своих собственных чувств «склеивает» эту структуру и помогает Двойкам не видеть свои собственные потребности и желания. Они боятся, что, если будут бесполезными для других людей, те легко смогут их «заменить». Компенсируя свой страх, Двойки контролируют окружающий мир, становясь незаменимыми, драматичными, нарушают границы, отвергают. Они провоцируют чувство вины, манипулируют и создают зависимости, не чувствуя и не ценя себя.
Однако эти паттерны формируют порочный круг, ведь чем меньше Двойки чувствуют и ценят себя, тем больше нуждаются в признании со стороны окружающих и тем больше стараются дать, но дать лишь для того, чтобы получить. Такой путь является тупиковым для Двоек.
Путь развития для Двоек связан как раз со Смирением, что означает сочувствие к истинной человеческой природе, способность учитывать эту человеческую природу со всеми ее ограничениями. Развитие Смирения у Двоек связано с необходимостью научиться заботиться об удовлетворении собственных потребностей, замечая, что это не лишает их любви и принятия окружающих.
Развитие для Двоек также связано со смелостью быть собой и не подстраиваться под других людей. Так Двойки развивают в себе способность давать, не испытывая при этом потребности что-то получить взамен. Они начинают освобождаться от гордыни и получают доступ к состоянию смирения. Тогда они начинают понимать разницу между двумя типами деяний: давать, чтобы получить, и давать как акт, присущий всем людям из-за их человечности. Они чувствуют вдохновение отдавать. Они свободно могут и не захотеть сейчас заботиться о ком-то и просто уйти. Они уже не зависят от того, что делали в прошлом. В таком случае они начинают доверять этой интуиции. Они просто отдают миру, не пытаясь стать каким-то важным человеком, даже если их помощь чуть ли не спасает чьи-то жизни. Именно тогда им отрывается доступ к сущностным качествам Любви и Сонастроенности.
Про Троек
Тройки — это об эффективном функционировании в этом мире. Они взаимодействуют с миром, стремясь быть выдающимся. Они хотят быть компетентными, продуктивными, динамичными, успешными, но, что еще более важно, они хотят не только хорошо делать то, что делают, но при этом и хорошо выглядеть. Тройки учат нас тому, как быть мастерами эффективности, как реализовывать задуманное, идти к мечте, максимально раскрывать свои таланты и возможности.
Тройки учат нас тому, как быть мастерами эффективности, как реализовывать задуманное, идти к мечте, максимально раскрывать свои таланты и возможности
Сложностью для Троек является то, что они чрезмерно ориентируются на достижение цели, на стоящих перед ними задачах. Из-за этого они перерабатывают, изматывая себя в ущерб отношениям и собственным чувствам. Это приводит к тому, что они начинают заботиться исключительно о своей конкурентоспособности, статусе и продвижении себя, сгорают эмоционально и физически. Еще, конечно же, это очень тяжело для людей, которые их любят. Тройки относятся к тем людям, которым важнее казаться, а не быть, и им почти невозможно понять разницу между одним и другим. Они любой ценой избегают посредственности и неудач, провала, никчемности или признания себе в том, что они не могут сделать то, что от них ожидают.
Тройкам присущ базовый страх не иметь личной собственной внутренней ценности, поэтому они ищут подтверждения своей ценности через достижения.
Тройки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро ощущают потерю связи с сущностными качествами Ценности и Славы. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством Ценности и Славы означает знать где-то внутри себя, что независимо от того, что ты делаешь в жизни, ты имеешь ценность и значение. Это значит знать свою собственную ценность, таланты, способность искренне и аутентично (то есть подлинно и естественно) выражать свой божественный потенциал. Контакт с сущностным качеством Ценности и Славы позволяет быть по-настоящему искренним, достойным восхищения, милостивым и содержательным, светиться изнутри.
Именно потому, что такая связь была когда-то потеряна, Тройки пытаются создать ложную ценность и ложную славу. Они также потеряли надежду на то, что в жизни всё происходит в соответствии с универсальным законом и не зависит от чьих-либо усилий. Они начинают верить, что могут заслужить любовь, признание и принятие, если много делать, достигать и добиваться успеха. Поэтому они тщеславно начинают развивать в себе ту энергию достижения, которая позволит им соответствовать имиджу успешного человека. Они начинают «делать себя». Они создают впечатление у окружающих, что они лучшие в том, чем занимаются. И заставляют себя поверить в то, что их возможности неограничены, что их разум и тело могут работать беспрестанно, что у них нет потребности в отдыхе. Когда у них получается производить на людей желаемое впечатление, соответствовать ожиданиям окружающих, будь они истинные или воображаемые, тогда у эго возникает ложное ощущение ценности и славы.
«Склеивает» эту структуру ведущий защитный механизм идентификации: он помогает Тройкам считать желаемый образ «собой». Тройки боятся ничего не достичь, стать полными неудачниками. В качестве компенсации они контролируют окружающий мир, беря на себя ответственность, становясь нетерпеливыми, слишком эффективными и нечувствительными к окружающим, конкурирующими; они злятся на тех, кто мешает им добиваться целей и продвигают себя, прилагая к этому всё больше и больше усилий.
Путь развития Троек состоит в том, чтобы понять: ничто не стоит того, чтобы терять себя. Им важно осознать, что не бывает людей с неограниченными возможностями
Однако эти паттерны формируют порочный круг, ибо им приходится прилагать всё больше и больше усилий, чтобы соответствовать тому образу, который сами создали, и делать всё, чтобы эго чувствовало свою ценность, что приводит к нарциссизму и проявлениям грандиозности. Такой путь является тупиковым для Троек.
Путь развития Троек состоит в том, чтобы понять: ничто не стоит того, чтобы терять себя. Тройкам также важно осознать, что не существует людей с неограниченными возможностями. И самое главное: развитие Троек связано с пересмотром убеждения, будто люди любят их только за то, что они делают. Когда Тройки осознают, какую цену они платят за свой успех, и начинают соприкасаться со своими истинными чувствами и потребностями, они могут перестать идентифицировать себя с образом успешного человека, любой ценой добивающегося выдающихся результатов во всем, за что бы он ни брался.
Этот шаг на пути к аутентичности и искренности может быть довольно трудным и болезненным для Троек: привычные маски и образ успешного человека так долго позволяли им чувствовать себя в безопасности. Вознаграждение за этот шаг оказывается именно тем, к чему они всегда бессознательно стремились: они начинают чувствовать, что их любят за их личную ценность, получают доступ к внутреннему состоянию надежды, ощущению блеска и славы и обретают в жизни естественный внутренний баланс. Это соединяет их с сущностными качествами Ценности и Славы.
Про Четверок
Четверки — это о глубине, насыщенности и красоте всего вокруг. Они взаимодействуют с миром, стремясь быть уникальными. Они хотят быть оригинальными, ни на кого не похожими, хотят найти или выразить себя. Они чувствуют и понимают красоту там, где другие люди обычно не ожидают ее найти. Люди этого типа обычно очень эмоциональны, им знакомо чувство дикого счастья и глубокой печали. Четверки часто обращают внимание на то, чего не хватает — как в себе, так и в других, и стремятся к тому, чего не хватает, при помощи интенсивных переживаний и креативности. Четверки стараются создать красоту, близость, глубину для себя и других, заглянуть очень глубоко внутрь себя и делятся своим пониманием, желая, чтобы мы все друг с другом были более настоящими.
Четверки стараются создать красоту, близость, глубину для себя и других и делятся своим пониманием, желая, чтобы мы все друг с другом были более настоящими
Сложностью для Четверок является то, что они временами настолько сильно фокусируются на себе и своих вопросах, что их становится тяжело вывести из этого состояния. Также в этом состоянии они часто находятся в плохом и переменчивом настроении, становятся гиперчувствительными и буквально все может вывести их из состояния равновесия. Это создает для них много сложностей в семье и на работе, а также это очень сложно для окружающих их людей.
Четверкам присущ базовый страх быть отвергнутыми и брошенными, не иметь личной (для себя) ценности.
Четверки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Настоящей идентичности и Красоты. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностными качествами Настоящей идентичности и Красоты значит знать где-то внутри себя, что ты являешься по-настоящему уникальным и красивым созданием, ощущать глубокую взаимосвязь с собой и окружающими, видеть невероятную красоту, оригинальность и тайну в каждом человеке, включая себя. Соединение с этими сущностными качествами позволяет быть вовлеченным, вдохновленным и довольным жизнью во всей ее полноте и во всех проявлениях.
Но именно потому, что такая связь была когда-то потеряна, Четверки пытаются создать ложную идентичность и ложную красоту. Потеря такой связи также означает, что Четверкам кажется, что мир покидает их, что им не хватает чего-то важного. Они также начинают верить, что смогут восстановить потерянную идентичность и красоту, найдя кого-то или что-то, что будет уникальным, особенным и реализующим.
Они страстно желают получить то, что они идеализируют, но что является недоступным. Также на бессознательном уровне Четверки отвергают те свои стороны и проявления, которые когда-то сочли неприемлемыми. В результате, они не могут понять, кто они на самом деле. Отсюда рождается стремление понять и найти себя. Они завидуют другим людям, которые, как им кажется со стороны, знают, кто они и которым живется легко. И они печалятся о своей собственной грустной судьбе. Четверки сравнивают себя с другими людьми, надеясь, что однажды они обнаружат, что они настолько же ценны. Для поиска себя они отождествляют себя со своими эмоциональными реакциями, чувствами и образами, мысленно усиливают их, стремясь получить ощущение подлинности, глубины и красоты, — и тогда у эго возникает ложное ощущение идентичности и красоты.
«Склеивает» эту структуру защитный механизм интроекции, помогая привнести вовнутрь идеализированного другого и смягчить боль потери. Четверки боятся быть неполноценными и покинутыми. Компенсируя этот страх, они контролируют окружающий мир, разочаровываясь в других людях, становясь чрезмерно чувствительными, поглощенными собой, неудовлетворенными тем, что есть, и хмурыми. Они завидуют и сравнивают.
Осознавая всё это, Четверки естественным образом развивают в себе качества уравновешенности или невозмутимости, что не означает отсутствие чувств, а означает всё вмещающее, аутентично уникальное, глубокое и невероятно красивое сердце
Однако эти паттерны формируют порочный круг, поскольку зависть и сравнение только усиливают неудовлетворенность и тоску. Такой путь является тупиковым для Четверок.
Путь развития для Четверок связан с тем, чтобы научиться ценить то, что у них есть. Четверки растут, когда начинают осознавать, что здесь и сейчас всего хватает. Им важно научиться обращать внимание на то хорошее, что есть в настоящем, вместо того, чтобы фокусироваться на том, чего не хватает. Этого можно добиться, обращая внимание на то, куда устремляются мысли, и научившись возвращать их в настоящее, направлять внимание на то хорошее, что сейчас происходит. Четверкам также важно осознать то, что у других людей есть свои сложности в жизни и что, на самом деле, они не так уж сильно отличаются от других. Осознавая всё это, они естественным образом развивают в себе качества уравновешенности или невозмутимости, что не означает отсутствие чувств, а означает всё вмещающее, аутентично уникальное, глубокое и невероятно красивое сердце, отсутствие необходимости идентифицироваться с какими-либо эмоциональными состояниями, радикальное принятие всего, что происходит внутри них. Это соединяет их с сущностными качествами Настоящей идентичности и Красоты.
Про Пятерок
Пятерки — это о глубоком понимании, о знании и ясности. Они взаимодействуют с миром, стремясь быть отстраненными для того, чтобы потребности и ожидания других людей не мешали повышать свою компетентность и глубину понимания. Это обычно означает, что они хотят быть интеллигентными, информированными и знающими, заниматься аналитической деятельностью. Что еще более важно: они хотят быть самодостаточными и избегать усложняющих жизнь обязательств.
Пятерки — это о глубоком понимании, о знании и ясности
Сложностью для Пятерок является то, что их склонность к знаниям и глубокому пониманию может стать неким навязчивым качеством. Они могут потеряться во всей массе знаний или информации — практической или какой-либо иной. И тогда они начинают исключать из своего поля зрения других людей или же собственное здоровье. Это может быть очень тяжело не только для Пятерок, но и для людей, которые их любят.
Базовый страх Пятерок состоит в том, что они окажутся недостаточно умными или компетентными, чтобы самостоятельно справиться с той или иной ситуацией.
Пятерки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро ощущают потерю связи с сущностными качествами Знания и Ясности. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством означает принимать реальность, испытывать озаряющие моменты «ага», когда всё вдруг становится ясно и понятно; знать где-то внутри себя, что ты, как и все другие люди, являешься частью этого великого озарения. Соединение с этими сущностными качествами позволяет увидеть постоянно раскрывающееся и освещающее всё вокруг поле знания и то, что единство с этим полем позволяет быть в контакте с собой и со всем окружающим миром, а также понять, что ясность многомерна и позволяет увидеть все точки зрения без необходимости прийти к какому-либо выводу.
Но именно потому, что такая связь была когда-то потеряна, Пятерки пытаются создать ложное ощущение знания и ясности. Потеря связи с сущностными качествами заставляет Пятерок воспринимать мир, как слишком много от них требующий и дающий очень мало. Они начинают верить, что можно защититься от вторжения и вмешательства, защищая свою частную жизнь, а также через ограничение желаний, экономию энергии и получение знаний.
Поэтому Пятерки не спешат делиться своим временем и энергией. Они считают, что для них небезопасно быть в контакте, поэтому отстраняются, выстраивают безопасное пространство в своем сознании и взаимодействуют с окружающим миром на ментальном уровне, — они собирают информацию о мире и стараются ее удержать, надеясь на то, что она поможет им чувствовать себя более компетентно и безопасно. Они стараются сделать так, чтобы взаимодействие с реальным миром и реальными людьми не мешало им в накоплении знания и получении ясности. И тогда у эго создается ложное ощущение знания и ясности.
«Склеивает» эту структуру защитный механизм изоляции, помогая Пятеркам отстраняться от своих чувств и от вмешательства в их жизнь со стороны других людей. Они боятся, что станут опустошенными и у них не хватит ресурсов, чтобы справиться с жизнью. Компенсируя этот страх, Пятерки контролируют окружающий мир, становясь недоступными, отстраненными, испытывающими презрение, наблюдая за миром со стороны.
Путь развития Пятерок состоит в том, чтобы осмелиться присутствовать в мире, находиться в контакте со своим телом и чувствами, делиться накопленными знаниями с окружающими и становиться частью естественного взаимообмена
Однако эти паттерны формируют порочный круг: чем больше Пятерка наблюдает за миром, не получая опыта живого взаимодействия с ним, тем сложнее им стать достаточно компетентным, чтобы чувствовать себя в нем комфортно. На мыслительном уровне, наверное, можно понять, как устроен мир, но мыслительные концепции очень сильно отличаются от реального функционирования в мире. Поэтому такой путь является тупиковым для Пятерок.
Путь развития Пятерок состоит в том, чтобы осмелиться присутствовать в мире (вовлекаться в жизнь), находиться в контакте со своим телом и чувствами (ощущениями), делиться накопленными знаниями с окружающими и становиться частью естественного взаимообмена, в котором каждый получает и дает одновременно (каждый получает столько же, сколько дает). Тогда постепенно для Пятерок становится возможным преодолеть эмоциональную отстраненность и жить вовлеченно, присутствовать в мире, а не наблюдать за ним. Это приводит к раскрытию у Пятерок такого качества как непривязанность, что означает одновременно и вовлеченность в реальный мир и некая отрешенность, вовлеченность мир без ожидания результатов, но из состояния радикальной доброты, понимание, что все преходяще. Когда Пятерки присутствуют в мире и взаимодействуют с другими людьми, у них развивается естественное желание быть щедрыми и делиться своей мудростью. Когда они не только понимают мир ментально, но и привносят свои знания в реальный мир, тогда у них возникает ощущение истинных Знания и Ясности.
Про Шестерок
Шестерки — это о лояльности, преданности и предсказуемости. Шестерки взаимодействуют с миром, стремясь к безопасности. Это обычно означает, что они хотят быть бдительными, ответственными, осторожными, принятыми группой. Что еще более важно: они хотят чувствовать определенность и безопасность, найдя для себя заслуживающий доверия авторитет, систему верования или традицию, став частью того, что больше, чем они сами. Шестерки являются «наркоманами проверки», которым необходимо проверять людей, идеи и системы верований вновь и вновь для того, чтобы посмотреть стоят ли они их преданности.
Шестерки взаимодействуют с миром, стремясь к безопасности. Они хотят быть бдительными, ответственными, осторожными, принятыми группой
Сложностью для Шестерок является то, что они могут стать очень сомневающимися и нерешительными, даже параноидально тревожащимися из-за того, что нечто не работает. Их ум фокусируется на том, что может пойти не так, что не работает, и из-за этого их бедная нервная система думает, что всё разваливается и рушится. И тогда они становятся слишком реактивными, испуганными и подозрительными. Это может быть очень тяжело для близких людей.
Базовый страх Шестерок — страх того, что мир небезопасен. Подсознательно Шестерки боятся, что если они расслабятся и не будут настороже, то может произойти что-то ужасное.
Шестерки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Пробужденности и Внимательности. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством Пробужденности и Внимательности означает знать где-то внутри себя, что ты в любом случае всегда будешь готов ко всему, что встречается на твоем пути. Это значит быть чутким и бдительным, знать, что ничто не может «пойти не так» именно потому, что я просто бодрствую и готов встретить жизнь, — и что нет необходимости что-то сделать, чтобы «быть лучше готовым». Понимать, что жизнь безопасна.
Но именно потому, что такая связь была когда-то потеряна, Шестерки пытаются создать ложное ощущение пробужденности и внимательности. Потеря связи с этими качествами приводит к тому, что Шестерки видят мир, как непредсказуемый и недружественный, не вызывающий доверия. Они начинают верить, что в жизни необходимо избегать опасностей, будучи бдительными, задавая вопросы, тревожась и обходя возможные препятствия.
Поэтому Шестерки начинают чрезмерно тревожиться, анализировать и реагировать на предполагаемые (а не реальные) опасности. Шестерки стараются стать всё более и более бдительными, предугадать все опасности и риски, поскольку они опасаются, что люди могут злоупотребить их доверием. Надеясь обезопасить себя, они развивают в себе скептическое отношение ко всему вокруг и приучают себя всё ставить под сомнение. Так эго ложно чувствует себя пробужденным и внимательным.
Мужество Шестерок, прежде всего, связано с доверием — доверием жизни, верой в то, что всё будет хорошо. Шестерки развиваются, когда осмеливаются поверить в себя
«Склеивает» эту структуру защитная реакция проекции, помогая Шестеркам перемещать внутренние страхи и тревогу на других и на внешние обстоятельства. Они боятся, что останутся совсем одни, беспомощными и без защиты, и будут не в состоянии положиться на себя, чтобы справиться с жизнью. Компенсируя этот страх, Шестерки контролируют окружающий мир, проверяя, обвиняя, бросая вызов авторитетам, представляя себе катастрофическое развитие событий, требуя больше доказательств, постоянно сомневаясь.
Однако формируется порочный круг: чем больше у них сомнений, тем меньше ощущения уверенности и безопасности. Такой путь является тупиковым для Шестерок.
Путь развития Шестерок состоит в том, чтобы развивать веру в себя и свою способность мужественно встретить то, что бы ни произошло. Мужество Шестерок, прежде всего, связано с доверием — доверием жизни, верой в то, что всё будет хорошо. Шестерки развиваются, когда начинают освобождаться от сомнений и нескончаемого анализа и осмеливаются поверить в себя. Присутствие в настоящем дает им мужество и способность находить правильное решение в любой ситуации. Доверие возникает, когда Шестерки отдаются на волю жизни: когда они перестают считать, что они одни в этом опасном мире, а начинают ощущать себя частью чего-то большего, когда они доверяют себе достаточно сильно для того, чтобы позволять своим инстинктам определять, когда рядом возникает настоящая опасность. Тогда и возникает ощущение истинной Пробужденности и Внимательности.
Про Семерок
Семерки — это о возможностях, благоприятных альтернативах, о позитиве. Семерки взаимодействуют с миром, стремясь быть возбужденными. Это обычно означает, что Семерки хотят быть счастливыми, очаровательными и очарованными, оптимистичными и полными энтузиазма. Они ищут мощные стимулы, хотят быть творческими, позитивными и всегда находиться в движении. Семерки любопытны, многогранны и спонтанны, зачастую очень хорошо выражают свои мысли и имеют хорошее чувство юмора. Они способны легко справляться с несколькими задачами одновременно.
Семерки хотят быть счастливыми, очаровательными и полными энтузиазма. Они ищут мощные стимулы, хотят быть творческими и всегда находиться в движении
Сложностью для Семерок является то, что, когда Семерки менее осознанны, все эти качества могут превратиться в их противоположность: Семерки могут стать рассеянными, поверхностными и нетерпеливыми. Им начинает казаться, что им не хватит времени сделать всё то, что им хочется. Они начинают ускоряться, поэтому не успевают достаточно глубоко погрузиться в свой опыт, чтобы получить от него удовольствие и удовлетворение. Тогда они начинают чувствовать себя недовольными, разочарованными, становятся еще более нетерпеливыми, хотя и стараются изо всех сил создать тот или иной позитив вокруг себя. Но недовольство и даже горечь продолжают расти, что создает почву для страданий и может быть тяжело для близких им людей.
Базовый страх Семерок — страх боли и лишений. Подсознательно Шестерки боятся, что, если они расслабятся и не будут настороже, то может произойти что-то ужасное.
Семерки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Свободы и Подлинной радости. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством Свободы и Подлинной радости означает возможность знать, испытывать и ценить жизнь во всех ее проявлениях. Эта свобода безгранична и не отвергает ничего, она позволяет видеть расширенную реальность, позволяет любому опыту благоговейно раскрыться, это ощущается как возвращение домой к великой и потрясающей радости.
Но именно потому, что такая связь была когда-то потеряна, Семерки пытаются создать ложное ощущение свободы и радости. Потеря связи с этими качествами заставляет Семерок воспринимать мир как ограничивающий их свободу, как потенциальный источник боли. Семерки верят, что должны избежать этой боли, создав себе хорошую жизнь, создав себе опции, возможности и приключения.
Поэтому Семерки эмоционально реагируют на потерю чего-то настоящего и стремлении к чему-то настоящему хотят ненасытно заполнять голодного себя впечатлениями. Семерки боятся соприкасаться со своей болью и одиночеством, поэтому они делают всё, чтобы избегать этих чувств. Они «планируют» различные увлекательные события, которые будут происходить с ними в будущем, мысленно или физически убегая от неприятной реальности. Им всегда всего мало, они бегут туда, где им может быть весело и интересно. И тогда эго начинает ложно чувствовать себя свободным и радостным.
Настоящий момент включает в себя абсолютно всё. Когда мы присутствуем в настоящем, мы постоянно наполнены чувством радости и удивления
«Склеивает» эту структуру защитная реакция рационализации, помогая Семеркам переформулировать болезненный или «негативный» опыт в позитивном ключе. Они боятся не выйти из круга страдания и быть не способными справиться с болью. Компенсируя этот страх, Семерки становятся ориентированными на себя, отвергают авторитеты, избегают всего неприятного и негативного, иными словами — убегают от реальности.
Но формируется порочный круг: чем больше они убегают из реальности, тем больше их беспокоит удовлетворение своих потребностей, а чем больше их беспокоит удовлетворение своих потребностей, тем сильнее нарастает тревога, которая, в свою очередь, усиливает желание убегать. Следуя этой привычке, очень сложно по-настоящему чувствовать себя счастливым. Такой путь является тупиковым для Семерок.
Семерки начинают развиваться, когда осмеливаются жить в настоящем, встречаясь с тем, что происходит, — будь это что-то хорошее или плохое. Они развиваются, когда позволяют реальности быть такой, какая она есть и получать удовольствие от каждого своего опыта вместо того, чтобы пытаться сделать реальность более яркой, приятной и увлекательной при помощи своих фантазий. Настоящий момент включает в себя абсолютно всё. Когда мы присутствуем в настоящем, мы постоянно наполнены чувством радости и удивления. Семеркам необходимо осмеливаться замечать то, что в жизни есть и хорошие полосы и плохие, что и тот, и другой опыт важны и ценны по-своему. Чем более трезво Семерки воспринимают жизнь, тем легче им принимать всё, что происходит, тем легче им чувствовать себя удовлетворенными, Счастливыми и Подлинно радостными, ценить жизнь со всеми ее сложностями.
Про Восьмерок
Восьмерки — это о силе, решительности, правде и справедливости. Восьмерки взаимодействуют с миром, стремясь быть сильными. Это обычно означает, что люди этого типа хотят держать всё под контролем, быть открытыми, честными и прямолинейными. Что еще более важно: они хотят быть независимыми, принимать свои собственные решения и следовать собственному курсу. У Восьмерок есть очень четкое представление о том, чего они хотят достичь, а также воля для того, чтобы этого добиться. Они способны принимать сложные решения и рассматривают серьезные проблемы просто как очередной жизненный вызов, как препятствие, которое надо преодолеть.
У Восьмерок есть очень четкое представление о том, чего они хотят достичь, а также воля для того, чтобы этого добиться
Позволение себе быть слабыми и уязвимыми является большой сложностью для Восьмерок и, несмотря на то, что у них большое сердце, им сложно позволить себе раскрыть это сердце перед другими, позволить себе быть затронутыми эмоционально. Поэтому их сила может превратиться в жёсткость и даже жестокость, от которой могут страдать они сами и окружающие люди.
Базовый страх Восьмерок состоит в том, что кто-то начнет их контролировать и причинит им боль. Они раздувают себя, чтобы чувствовать себя большими и сильными, подавляют свои эмоциональные нужды и с презрением относятся к слабости.
Восьмерки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Силы и Жизненности. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностными качествами Силы и Жизненности означает ощущать себя заземленными, мужественными и великодушными. Сущностное состояние Силы и Жизненности — это действие без напряжения, внутренняя сила, когда внутренняя точка отсчета находится внутри нас, а не в объектах опыта; это способность быть здесь и позволять себе быть затронутым своими переживаниями.
Именно потому, что такая связь была когда-то потеряна Восьмерки пытаются создать ложную силу и ложную жизненность (ложное ощущение того, что они живы). Потеря этих качеств означает, что Восьмерки воспринимают этот мир как жесткий и несправедливый, где сильные имеют преимущество. Они начинают верить, что могут защитить себя и заслужить уважение, становясь сильными и влиятельными, утверждая свою собственную правду и пряча свою уязвимость.
Они считают, что почувствовать, что мир реален, можно только через усилия. Также в своем вожделенном желании контролировать окружающий мир они используют больше энергии, чем это объективно необходимо, чтобы делать то, что они хотят или считают нужным. Такой контроль позволяет Восьмеркам чувствовать себя сильными и защищенными. В глубине души они боятся того, что, если они не будут контролировать свое окружение, кто-то из окружения начнет контролировать их и причинит им вред. Поэтому их внимание сосредоточено на борьбе и на том, чтобы быть достаточно сильным, дабы одерживать победу в борьбе. Мышление Восьмерок фиксируется на поиске несправедливости и восстановлении справедливости (по отношению к ним самим и другим людям). Такое мышление подпитывает вожделение — создает стимул бороться. Именно так их эго ложно чувствует себя сильным и живым.
Восьмеркам необходимо восстановить связь с внутренним состоянием невинности, развивая в себе особый дар быть «невинным», — позволять себе чувствовать все чувства так, как их может чувствовать невинный ребенок
«Склеивает» эту структуру защитная реакция отрицания, помогая Восьмеркам не видеть опасностей и не замечать своей уязвимости. Они боятся стать полностью уязвимыми и бессильными. Компенсируя этот страх, они становятся напористыми, слишком прямолинейными, доминирующими, запугивают и угрожают, насаждают свою собственную правду и понимание справедливости.
Однако формируется порочный круг: жажда контроля порождает непрекращающуюся борьбу с несправедливостью, которую Восьмерки видят повсюду. Чем больше они фокусируются на несправедливости, тем более несправедливым им кажется мир. Борьба порождает еще большее сопротивление. Такой путь является тупиковым для Восьмерок.
Путь развития для Восьмерок начинается с восстановления контакта со своим внутренним раненным ребенком, с воссоединения со своей нежностью и хрупкостью. Другими словами, Восьмеркам необходимо восстановить связь с внутренним состоянием невинности, развивая в себе особый дар быть «невинным», то есть позволять себе чувствовать все возникающие чувства (в том числе боль, слабость, уязвимость и тому подобное) так, как их может чувствовать невинный ребенок. Речь идет о способности присутствовать в ситуации, не пытаясь как-то повлиять на нее или контролировать то, что происходит. Находясь в этом состоянии, Восьмерки ощущают, что достаточно сильны для того, чтобы проживать и принимать свои эмоциональные нужды, в какой бы форме они ни возникали. При этом они испытывают любовь ко всем, включая себя, чувствуют себя одновременно и сильными и хрупкими. Так Восьмерки получают доступ к сущностному состоянию Силы и Жизненности.
Про Девяток
Девятки — быть миролюбивыми. Это обычно означает, что люди данного типа хотят быть приятными, соглашающимися, естественными. Что еще более важно: Девятки хотят быть спокойными и расслабленными и, если возможно, избегать конфликтов. Девятки ценят легкость, мир, заземленность, поток. Они ценят простоту и удобство, у них есть естественная способность видеть и понимать точки зрения других людей, и они всегда стремятся создать гармоничные ситуации.
Девятки ценят простоту и удобство, у них есть естественная способность видеть и понимать точки зрения других людей, и они всегда стремятся создать гармоничные ситуации
Проблемной стороной Девяток является то, что, когда у них низкий уровень осознанности, они создают мир внутри себя, закрываясь от мира внешнего, отключаясь. Они могут внешне общаться с людьми, но быть не доступными: «я не с ними». Это может быть тяжело для самих Девяток, а также тяжело для близких им людей.
Девяткам присущ базовый страх потери и отделения, нарушения гармонии вокруг себя и возникновения конфликта, если они позволят себе выразить свои истинные чувства и потребности. Они хотят быть частью гармоничного окружения.
Девятки думают, реагируют и ведут себя так, потому что особенно остро они ощущают потерю связи с сущностными качествами Бытия (Любви) и Целостности. Чувствовать себя по-настоящему соединенным с сущностным качеством Бытия (Любви) и Целостности — это знать внутри себя, что ты всегда находишься в гармонии, в мире со всем, что вокруг. Это значит ощущать состояние значительности, сочетания основательности, динамизма и расслабленности, а также миролюбия.
Но именно потому, что такая связь была когда-то потеряна Девятки пытаются создать ложное бытие (любовь) и ложную целостность. Но такие любовь и целостность сильно отличаются от Любви, которая исходит от человека, находящегося в состоянии внутренней гармонии и ощущающего себя частью Целого. Потеря связи с этими качествами заставляет Девяток думать, что они не важны в этом мире. Они начинают верить, что в качестве адекватной замены своей ценности и важности, они могут заслужить ощущение принадлежности, сливаясь с окружающими и направляя свою энергию на различные «заменители».
Мыслительные привычки Девяток направлены на то, чтобы не занимать ничьей стороны и, таким образом, избегать конфликтов. Поскольку они привыкли считать, что другие люди важнее их, они не видят смысла в отстаивании своей позиции. Они забывают себя, свои собственные приоритеты и ограничения. Вместо того, чтобы присутствовать в настоящем и осознавать собственное отношение к происходящему, стремящееся к комфорту сознание Девяток уносит их во внутренний мир приятных фантазий. Они соглашаются с предложениями других людей и стараются на самом деле не контактировать с собой и окружающими. Именно так их эго ложно чувствует себя целостным.
Первым шагом будет научиться замечать те моменты, когда эго снова и снова пытается отвлечь их внимание от происходящего здесь и сейчас
«Склеивает» эту структуру защитная реакция наркотизации, помогая Девяткам не чувствовать дискомфорт и сохранять комфорт. Они боятся, что будут оторваны, отделены и, образно говоря, уничтожены. Компенсируя этот страх, они контролируют, становятся упрямыми, пассивно-агрессивными, избегают конфликта, соглашаются и недовольны этим, отвлекаются на несущественное, не вовлекаются в происходящее.
Однако формируется порочный круг: чем меньше Девятки вовлекаются в происходящее здесь и теперь, тем меньше они включены в жизнь сообщества, частью которого хотят себя ощущать. Кроме того, стремление Девяток избегать конфликтов часто вызывает у окружающих агрессию: люди злятся на пассивность Девяток, отсутствие истинной вовлеченности с их стороны. Такой путь является тупиковым для Девяток.
Путь развития для Девяток начинается с того, чтобы научиться собирать свою энергию и действовать, осмеливаясь следовать за велениями своих инстинктов и чувств. Девяткам необходимо восстановить контакт со своим телом и чувствами, — это позволит им понимать, что для них важно, и действовать исходя из этого знания. Первым шагом будет научиться замечать те моменты, когда эго снова и снова пытается отвлечь их внимание от происходящего здесь и сейчас. Следующим шагом будет научиться останавливать это привычное поведение и действовать, следуя тому, что подсказывают инстинкты и внутренние ценности. Это дает Девяткам энергию идти вперед, чувствовать себя вовлеченным в настоящий момент и заинтересованным в себе. Когда Девятки принимают активное участие в том, что происходит в настоящем моменте, говорят «ДА» своим чувствам, — тогда есть возможность воспринимать всё как Любовь и Целостность.
Источники
- А. Х. Алмаас, «Элементы настоящего в человеке» (A. H. Almaas, Elements of the Real in Man)
- «Мудрость эннеаграммы» Дон Рисо и Расс Хадсон
- Семинары по алмазному подходу А. Х. Алмааса
- Семинары Расса Хадсона
- Материалы Института эннеаграммы (США)
- Материалы семинаров школы Хелен Палмер и Дэвида Дэниелса «Enneagram in the Narrative Tradition»
- Материалы семинаров Хелены Макани
Примечания
- С этим взглядом А. Х. Алмааса интегральный философ Кен Уилбер вступил в интенсивную полемику: ребенок не представляет собой по рождении «саму сущность», некое надличностное состояние, — он находится в доличностном состоянии, поначалу тождественным с предельно нарциссическим самосознанием, с самой секунды рождения полностью зависимом от среды (родителя) и материальных условий. Утверждать, будто бы в детстве был потерянный трансперсональный (или «сущностный») рай, который потом «восстанавливается», для Уилбера означает впадать в «ретроромантизм». Алмаас не согласился с данной критикой, однако, вероятно, можно утверждать, что он несколько смягчил свои взгляды на детское самосознание (в своём ответе Уилберу он уточняет, что дети имеют переживание Духа, однако оно менее чистое, чем у зрелых и реализовавших сущность взрослых). По мнению Уилбера, Алмаас, начав с ретроромантических взглядов, постепенно перешел к взглядам, более учитывающим уровни развития; однако в некоторых работах переходного периода он всё еще проводит недостаточно твердую дифференциацию, попеременно склоняясь то к ретроромантизму, то к учитывающей развитие перспективе. См. книгу Уилбера «Око Духа», в которой тот подробно обсуждает этот вопрос. — Прим. ред. Комментарии