То, что осталось
Я часто от друзей-буддистов слышу про термин «то, что осталось» — они употребляют его в связи с практиками внимательности (медитациями). Также уже написано много статей и книг о нейропластичности мозга и о том, что при регулярных медитациях создаются новые нейронные пути и повышается личная эффективность, в том числе у руководителей и лидеров. Именно об этом также говорила одна из моих учителей Эннеаграммы Хелен Палмер. В своем учении она говорила о том, как искусно сочетать буддистские практики и мудрость Эннеаграммы для получения еще лучших результатов. И эта статья именно об этом.
У каждого из нас есть личность, она с детства защищала нас, позволила адаптироваться к жизни в этом мире, достичь результатов… Нет ничего плохого в том, чтобы иметь личность. Проблемы возникают тогда, когда мы идентифицируемся со своей личностью, со своей социальной ролью, когда перегибаем палку. Палку же мы перегибаем всегда, пока не осознаем «автоматизм» нашей личности, ту степень, в какой она нас ограничивает и нами управляет. Именно неуправляемая и ограниченная природа нашей личности, наша личная реактивность и защитные реакции вызывают стресс, приводят к конфликтам, страданиям и ограничениям в жизни, работе и в отношениях. Поэтому работа с нашей собственной реактивностью, и, соответственно, с личностью, является ключом для того, чтобы прожить сбалансированную, значимую и реализованную жизнь.
Конечно же, работа с личностью не означает отказ от нее или борьбу с ней. Вопрос состоит только в том, чтобы научиться быть в ладу с нашей структурой личности, а также научиться ее расслаблять, стать в какой-то степени свободной от нее, что позволит нам видеть и принимать реальность такой, какая она есть, а не через «кривое зеркало» фильтров, «установленных» нашей личностью.
Существуют много методов обучения принятию реальности, принятию того, что больше, чем мы сами. Этому как раз и учат буддистские практики, в том числе медитация, практика внимательности, а также дыхательные практики и т.д. Но, к сожалению, принять и объективно увидеть реальность мы не можем пока «включены» наши адаптивные стратегии, пока «на автомате» работает структура нашей личности (наш тип). Принятие требует работы нашего внутреннего наблюдателя, той обычно неиспользуемой части мозга, которая не связана с нашей структурой личности, и которая может беспристрастно наблюдать за нашими мыслями, эмоциями, чувствами, и ощущениями в теле. Этого внутреннего наблюдателя и называют «тем, что осталось».
Внутренний наблюдатель – это то осознание, что осталось, когда отступила личность. Внутренний наблюдатель всегда находится в состоянии «Сейчас», он нейтрален и ничего никогда не оценивает. Например, в медитациях вам часто говорят: направьте свое внимание в центр комнаты, затем на точку на стене напротив, или внутрь себя. А как вы знаете, что вы там? Это функция Внутреннего наблюдателя. Если вы наблюдаете за своим дыханием, следуете ему и видите, где ваше дыхание не свободно, где оно сжато, то кто наблюдает? Это тоже функция Внутреннего наблюдателя. В буддистской карте работы над собой важная роль отводится развитию Внутреннего наблюдателя, «того, что осталось», того, куда направлено наше внимание. Эти методы можно назвать via negativa, негацией (от слов «отпускать», «опустошаться»). Конечная цель этих практик – в достаточной степени «опустошиться», «отпустить» все лишнее, чтобы суметь расслабить действие нашей структуры (типа) личности, наших паттернов, восстановить внутреннюю гармонию, получить доступ к своей истинной интуиции.
Интуиция – это еще одна неиспользуемая, необусловленная часть нашего мозга. Каждому из нас знакома определенная форма интуиции, но она чаще всего связана с нашей структурой личности. Например, есть люди, у которых есть «нюх» на опасность, а некоторые чувствуют нужды и потребности других людей, другие могут легко «почувствовать», что от них ожидается в настоящий момент и подстроиться. Вместе с тем, задача состоит в том, чтобы развить нашу истинную интуицию, отделить ее от обусловленности нашей структуры личности.
Если вы обратите внимание на свои мысли, например, то вашему Внутреннему наблюдателю будет несложно распознать среди ваших мыслей определенные мыслительные паттерны и то, как эти паттерны организованы и чем обусловлены. Эти мыслительные паттерны дают нам ощущение нашей идентичности и безопасности. Но эти же мыслительные паттерны и запускают нашу реактивность, напряжение в теле и автоматическое привычное поведение.
Люди, знающие Эннеаграмму и имеющие развитого Внутреннего наблюдателя имеют способность разгадывать самые сложные загадки своей структуры личности, видеть ее фокус внимания, а самое главное – распознавать самые ранние сигналы, предупреждающие знаки того, что мы собираемся войти в режим «автопилота», когда впоследствии мы думаем или говорим «Черт, я опять это сделал!».
Например, Единицы (представители Типа 1 по Эннеаграмме) могут начать замечать, что фокусируются на негативном и то, что этот фокус внимания рождает в них раздражение, Двойки могут заметить зарождение желания сфокусироваться на нуждах и потребностях других людей и подавление своих собственных желаний и потребностей, Тройки – желания получить одобрение от окружающих за то, что Тройки сделали или достигли, Четверки – желания сравнить и понять, что в них не хватает, а также желание избегать обыденности, Пятерки – желания изолироваться от своих чувств и от других людей из-за ощущения постоянного вторжения на их территорию, Шестерки – ощущения тревоги и желания сфокусироваться на наихудших сценариях развития ситуации, чтобы все предусмотреть, Семерки – желания иметь несколько опций и возможностей, желательно приятных, а также желания рационализировать происходящее, Восьмерки – желания власти, влияния и контроля в любой ситуации, а Девятки – желания сделать что-нибудь, что позволит им избежать возможного конфликта, не думать о нем или же не чувствовать его.
И в этот момент «зарождения» реакции (это важно!) можно направить свое внимание внутрь и расслабить возникающее напряжение в теле. Это, в свою очередь, позволит сделать свободный выбор стратегии поведения, что сможет открыть для нас новые возможности.И в этом случае, чем лучше мы развили в себе навыки медитации, тем мы можем глубже и быстрее направить свое внимание внутрь себя и не упустить момент, чтобы суметь сделать новый выбор. И через ряд повторений у нас могут возникнуть новые нейронные пути, которые заменят неработающие старые. И нейробиология доказала, что это возможно в любом возрасте (!)
Например, вот я начинаю чувствовать тревогу, и тогда могу обратить свое внимание внутрь и заметить свои мыслительные паттерны, связанные с этой тревогой, а также свой фокус внимания – тогда я могу почувствовать свою тревогу, могу найти то место в теле, которое напрягается в ответ на возникающую тревогу, направить туда свое внимание и расслабить это место. Это может произойти быстро при наличии навыков и практики: наличия хотя бы некоторой способности наблюдать себя изнутри и точно видеть свои возникающие мыслительные и эмоциональные паттерны, а также наличия навыка расслабления в теле – тогда работая над собой, вы можете научиться быстро распознавать ранние сигналы начала цикла страдания и защиты и остановить этот цикл.
В реальной жизни это не будет означать, что вы откажетесь от своего мнения, своей точки зрения на вопрос. Но что, если есть иная точка зрения? И она станет вам ясна, если вы будете в состоянии ее получить. И это интуиция.
Если мы в достаточной степени «расслабим» свои фильтры, свою структуру, в достаточной степени войдем в состояние «пустоты» — мы сможем открыться истинной интуиции. Насколько точно вы можете сказать, что то, что вы чувствуете, реально? Обычно, нам это сложно сделать. Состояние «пустоты» позволит нам понять, что есть настоящее восприятие реальности и интуиция, а что является нашим убеждением или фантазией. Иногда мы все же чувствуем точно сигналы своей интуиции и действуем, следуя ей, но это происходит не так часто, тогда, когда сигналы, поступающие от нашей интуиции, достаточно сильны. Но чаще всего эти сигналы остаются размытыми нашими привычными мыслями, чувствами и защитными реакциями нашей структуры личности. Для раскрытия своей истинной интуиции требуется Внутренний наблюдатель и способность распознавать ранние сигналы запуска «автопилота» нашей личности.
Знание Эннеаграммы позволит вам очень точно «диагностировать» то, что происходит с вами и как именно ваши паттерны влияют на вас. И если, например, вы неверно определили свой тип, то вы сможете не распознать эти, присущие именно вам автоматические паттерны, и тогда вы сможете сбить себя с толку и быть неэффективны в своей работе по освобождению себя от автоматизма своей структуры личности.
Именно поэтому можно сказать, что буддистская карта и карта Эннеаграммы помогают нам сильно ускориться на нашем пути – в этом смысле эти карты являются своего рода «технологией».
Автор — Марина Калдина (по материалам семинаров Хелен Палмер)
- 1 комментарий
- Новые
- RSS
- Подписаться
- Поделиться
- Nadia Proshutinskaya•2015.04.21 23:25Отличная статья! Спасибо, Марина, за ясность и простоту, а главное - за надежду создать новые нейронные связи! Неужели можно стать чуть более свободной... С уважением, Надежда Прошутинская+1 •Ответить•Редактировать•Удалить•ПоделитьсяМодерировать