Архитектура процветания
«Как только высокообученным людям приходится совместно работать над конкретными задачами или целями, то почти неизбежно начинают проявляться их исторические паттерны и стратегии поведения, они начинают доминировать над сознанием человека и коллектива. И поэтому возникает вопрос: есть ли возможность развить и поддержать способность людей функционировать совместно и выполнять сложные задачи, стоящие перед ними в современном обществе, и одновременно оставаться в Присутствии в настоящем? Как мы можем разрешать сложные личные и культурные вопросы, препятствующие людям коллективно быть более эмоционально компетентными и осознанными?» — Расс Хадсон, 2012 |
В этой статье мы поговорим о девяти универсальных принципах работы любой человеческой системы (Архитектура процветания) , будь то отдельная личность, семья, команда, организация или общество в целом. Что нужно, чтобы человеческая система функционировала оптимально и эффективно?
Автор революционного подхода работы с человеческими системами с помощью модели Эннеаграмма, называемого «Архитектура Процветания», профессор экономики, выпускница Йельского и Гарвардского Университета, д-р Маргарет Смит, говорит, что в каждой системе есть внешний аспект, который имеет дело с как раз-таки с эффективностью, функционированием и достижением целей и задач системы, и внутренний аспект, который имеет дело с мотивацией и стимулами. И с любой человеческой системой необходимо работать с учетом этих двух аспектов одновременно. Она использует метафору «рыбы и пруда», говоря о том, что надо не только заботиться о том, чтобы рыба стала здоровой, а еще и о том, чтобы вода в пруду также стала чистой и здоровой. Если здоровую рыбу запустить в нездоровый и грязный пруд, то можно считать, что все усилия на «оздоровление» рыбы были потрачены напрасно, не правда ли? Рыба быстро заболеет. И наоборот, нет смысла очистить пруд, но запускать туда нездоровую рыбу. По сути невозможно изменить рыбу, не изменив пруд. Поэтому, мы должны не только «оздоравливать» рыбу, то есть работать над индивидуальным, внутреннем развитием человека, но одновременно «оздоравливать» и пруд, то есть работать над оздоровлением и развитием команд, организаций и общества в целом.
И в этой области Эннеаграмма, по мнению Маргарет Смит, может предложить нам неоспоримую, холистическую, универсальную модель для построения здоровых и процветающих систем, основанную на сочетании внутренней карты (стилей личности и осознания внутренних мотиваций человека) и внешней карты функционирования человека в реальном мире, будь то мир денег, отношений, родительства, лидерства, функционирования команд, организаций или социальных систем.
В качестве внешней карты д-р Смит использует девять важнейших, универсальных Принципов работы любой системы, а также процессе работы системы и понимание конкретной, уникальной функции каждого Принципа. Она говорит, работая с внешней картой, важно не только рассматривать Принципы в изоляции, но и учитывать Процесс работы Принципов, а именно то, что каждый Принцип важен не только сам по себе, но и в своей взаимосвязи с другими Принципами, так как каждый Принцип формирует основу для проявления следующего, вносит свой вклад в работу системы в целом.
9 Принципов работы человеческой системы
Принцип №1: Уважение и Порядок
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны ясность и договоренности касательно правил и процедур, взаимные ожидания, соблюдение границ, уважение, дисциплина и порядок.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Люди ведут себя целостно и этично, соблюдают данные друг другу обещания, извиняются, если сделали ошибку, уважают человеческое достоинство – свое и окружающих.
- Имеют четкие договоренности насчет правил и процедур, но меняют их, если назрела такая необходимость.
- Каждый человек знает, что от него ожидается, что в свою очередь способствует тому, что в рамках системы все ее участники чувствуют себя безопасно и в ответе за выполнение принятых на себя обязательств.
- В системе существуют справедливые правила игры, и эти правила применяются ко всем, без исключения, так что люди могут сохранять достоинство и самоуважение.
- В системе соблюдаются высокие стандарты, присутствует ощущение дисциплины и порядка, что позволяет людям расставлять приоритеты и делать все, что от них требуется.
- в системе развита дисциплина, самосовершенствование и рост.
Также необходимо отметить, что чем лучше в системе соблюдается принцип взаимного уважения и соблюдения границ и порядка, тем более эффективно такая система может заботиться о и удовлетворять нужды и потребности людей.
Принцип №2: Забота и Удовлетворение нужд и потребностей
Этот Принцип учит нас тому, насколько важны для здорового функционирования системы забота о людях и их благополучии, правильное определении нужд и потребности людей и необходимости их удовлетворения, проявление сочувствия к людям.
В хорошо функционирующей системе забота друг о друге приводит к тому, что:
- люди, которым помогают, сопереживают и сочувствуют, ощущают себя ценными и особенными, а помогающие ощущают формирование особых отношений с получателями помощи.
- все члены системы наполняются энергией от ощущаемой взаимопомощи
- у каждого развивается способность понимать нужды и потребности другого человека, что стимулирует большее благополучие каждого и системы в целом.
- повышается ощущение того, что система ценит каждого человека, ценит за то, кем он является, а не просто рассматривает человека, как маленького винтика в сложной системе.
- повышается желание давать друг другу ценную обратную связь, которую получатель такой обратной связи по-настоящему услышит, и которая поможет ему работать еще лучше.
- Все члены системы чувствуют, что все, что они делают, имеет значение.
Также надо отметить, что чем эффективнее система заботится о людях, тем люди могут более эффективно работать над своими целями и задачами и жить «в своих лучших проявлениях».
Принцип №3: Ценность и Достижение Результатов
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны продуктивность, мотивация, эффективная работа, стремление чувствовать свою ценность и ценность окружающих, проявление своих наилучших сильных сторон и талантов, выполнение целей и задач.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Люди в состоянии выразить ту часть себя, которая хочет проявиться и блистать.
- Люди находят свои сильные стороны и таланты и творчески выражают свою истинную ценность через свои таланты и работу.
- Люди знают, кем они на самом деле являются, потому что это что-то конкретное и реальное, а не вымышленное или желаемое.
- Люди стремятся изучить себя и обнаружить все ценное в себе, которое ждет своей очереди проявиться и преуспевают в этом.
- Люди ценят сильные стороны и таланты окружающих, и обмен создаваемой ценностью во взаимоотношениях является удовлетворяющим все стороны.
- Все члены системы ставят перед собой достижимые цели и добиваются результатов.
Также необходимо отметить, что чем лучше система помогает людям проявлять свои наилучшие таланты, тем более настоящими и искренними могут становиться люди, тем больше они могут чувствовать свое творческое начало.
Принцип №4: Значение, Взаимосвязь и Творческое начало
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны аутентичность, «настоящесть», соединенность со своими чувствами, которые придают значение всему, что мы делаем.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Люди обращают большее внимание на контакт с собой, с тем, кем и чем они являются, стремятся понять, что настоящее, а что нет, что верно, а что ложно.
- Люди понимают, насколько каждый из них уникален и отличается друг от друга, каждый из них соединен со своим творческим началом.
- Люди осознают, как все и вся связано друг с другом.
- Люди могут создавать особые взаимосвязи друг с другом так, чтобы в отношениях была эмоциональная близость, глубина и значение, они делятся историями и особенными воспоминаниями, создают имеющие особое значение ритуалы.
- Система в целом имеет уникальную идентичность.
Также необходимо отметить, что чем лучше система позволяет людям соединиться со своим творческим началом и быть собой, тем у большего количества людей происходят озарения и осознания, моменты узнавания и четкого и ясного понимания.
Принцип №5: Знание и Понимание
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны любопытство, стремление к знаниям, способность понимать, быть частью взаимозависимой структуры, знать, что делать, принимать информированные решения.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Люди являются специалистами в своей области знаний, что позволяет им фокусироваться и получать глубокое понимание предмета.
- Люди четко понимают то, что они знают, а что нет, и что они намереваются изучить, а также способны интегрировать полученные знания в свою жизнь.
- Посредством взаимного исследования и изучения люди находят новые, инновационные пути решения поставленной задачи.
- Люди свободно делятся полученными знаниями, вместе получают необходимые навыки.
- Способны четко, ясно и объективно мыслить.
Также необходимо отметить, что чем лучше система способствует четкому и ясному пониманию, тем лучше люди могут понимать, что им необходимо делать, и как лучше структурировать свое совместное взаимодействие.
Принцип №6: Структура, Сотрудничество и Синергия
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важна структура, способность ощущать себя частью целого, видеть взаимозависимость вещей, знать, что и как делать.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Люди знают, как двигаться дальше с учетом понимания взаимозависимостей и синергии.
- Ситуация просчитывается на несколько шагов вперед, выявляются потенциальные проблемы и минимизируются негативные последствия.
- Все ориентированы на решение проблем, управляют рисками, конструктивно сотрудничают и оказывают поддержку друг другу.
- Люди способны при возникновении проблем не сворачивать с выбранного курса и соблюдать договоренности и взаимные обязательства, демонстрируют искренность и серьезность.
- Людям можно доверять, они честны, лояльны, на них можно положиться, они не предадут, ослабляют защиту, доверяя тому, что их открытость и уязвимость не будет использована им во вред.
- В команде четко распределены роли и обязанности каждого, команда работает как единое целое.
Также необходимо отметить, что чем лучше в системе соблюдается принцип поощрения адекватной структуры и сотрудничества, тем лучше люди могут творчески мыслить, высказывать инновационные идеи и развиваться.
Принцип №7: Инновации, Энтузиазм и Вдохновение
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны восприимчивость к изменениям, инновации, новые контексты, получение удовольствия и вдохновение.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- В системе развита такой уровень восприимчивости к инновационным предложениям и изменениям, при котором люди не боятся идти путем проб и ошибок, поощряют экспериментальный и сравнительный подход, который приведет к появлению эффективных решений.
- Люди везде видят новые возможности, а также максимально используют возможности меняющихся обстоятельств, так чтобы все возможные опции принесли свои плоды.
- В системе присутствует энтузиазм, гибкость, спонтанность, игривость, творчество, инновационность, создаются наиболее благоприятные возможности для роста.
- Люди строят планы на будущее и делают все, чтобы их мечты и видение воплотились в жизнь, стараются сделать мир более лучшим и удовлетворяющим, живут мечтами, вдохновленно и возбужденно.
- В системе царит вовлеченная и радостная атмосфера, стимулирующая постоянное изменение и прогресс.
Также необходимо отметить, что чем лучше система поддерживает эволюцию и изменения, тем более люди чувствуют себя наполненными и живыми, а система становится более долговечной и устойчивой.
Принцип №8: Жизненность, Устойчивость и Действие
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны жизненная активность, долговечность и устойчивость, умение преодолевать сложности и жизненные вызовы.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- Система динамично развивается, а люди чувствуют себя включенными и наполненными жизненной силой, чувствуют себя благополучными и живущими в достатке.
- Люди знают, что они хотят, и у них есть воля и способность этого достичь.
- Каждый человек может вести себя прямолинейно, быть самим собой, постоять за то, что ему необходимо и во что он верит, отношения кажутся настоящими и жизнеспособными, каждый человек может влиять друг на друга.
- Вызовы жизни принимаются во всеоружии, связь между людьми крепнет по мере преодоления сложностей.
- Люди и команда в целом уверены в себе и в своих способностях сделать все, что необходимо, а также у них есть все необходимые ресурсы для выполнения поставленных перед ними задач.
Также необходимо отметить, что чем лучше в системе культивируется жизненная сила и способность преодолевать сложности, тем лучше люди могут находиться в динамичном потоке, взаимодействовать между собой легко и непринужденно.
Принцип №9: Поток и Гармония
Этот Принцип учит нас тому, насколько для здорового функционирования системы важны динамичная вовлеченность, гармония, баланс, отсутствие блокировок, ритм и поток.
Если в этой области система работает хорошо, то:
- В системе возникают такие порядки и привычки, которые выдерживают испытания временем, люди ощущают устойчивый баланс и легкость бытия.
- В системе создается динамичный ритм и спонтанный порядок, соответствующий каждому элементу системы.
- Кажется, что все всем дается без усилий, жизнь сбалансирована и расслаблена, но в тоже время все оказывается сделанным и завершенным.
- Все кажется связанным и интегрированным, жизнь кажется комфортной, легкой и в потоке, отношения стабильные, легкие и расслабленные, никто никому и ничему не сопротивляется.
- Все люди чувствуют себя услышанными, они вовлечены, интегрированы и включены в работу системы.
Также необходимо отметить, что чем лучше система культивирует состояние потока, тем лучше люди развивают в себе такие качества, как взаимное уважение, честь и способность соблюдать границы и порядок в системе.
Понимание этих девяти принципов или областей и того, каково наше отношение и поведение в каждой из них, может дать нам ясное и четкое представление о том, что такое эффективное функционирующая система, система, где присутствует реальный выбор, мышление, включающая и учитывающая все точки зрения, личная ответственность каждого, взаимная поддержка и взаимопомощь, способность справляться с парадоксом реальности. Это то, где случаются чудеса. Маргарет Смит называет такое функционирование системы «Выше Линии». Функционирование же «Ниже Линии» — это такое функционирование системы, где царит страх, обвинения, отсутствие выбора и личной ответственности, отсутствует способности узнать, признать или справляться с парадоксами реальности. Это то, где, к сожалению, функционирует большинство из нас и большинство всех человеческих систем.
Поэтому простая и практическая задача работы с людьми и человеческими системами – это дать им понимание практических шагов по перемещению в состояние «Выше Линии». И инновационный подход, разработанный д-ром Маргарет Смит, дает возможность любой системе перейти именно в это состояние.
Говоря об обязательных шагах работы с системой, Д-р Смит говорит сначала об обязательной диагностике внешнего аспекта системы в вышеуказанных девяти областях. Насколько хорошо и функционально она работает, какие области наиболее проблематичны? Вторым обязательным шагом является работа по исследованию человеческих факторов, которые влияют на функционирование системы. Кто мы, как мы себя ведем и что мотивирует нас вести себя так, а не иначе, как и почему наш собственный стиль личности, наши привычки, модели поведения и привычные реакции мешают добиться желаемых изменений? На втором этапе активно используется Эннеаграмма личности и ее глубинный подход к описанию внутренних мотиваций и предпочитаемых стратегий взаимодействия с собой и окружающими у разных людей. Третьим шагом всегда является соединение внешнего и внутреннего аспекта работы системы, что и позволит системе достичь реальных и длящихся изменений.
Автор — Марина Калдина, основатель Школы Эннеаграммы ETCEN