Как Эннеаграмма может помочь целителям Рейки
Эта статья – о сочетании Эннеаграммы с системой целительства Рейки.
Сначала хотелось бы немного остановиться на тех аспектах модели подсознательной мотивации Эннеаграмма, которые перекликаются с системой целительства Рейки и ее принципами.
Итак, Эннеаграмма – это модель подсознательной мотивации человека. Эннеаграмма описывает 9 Эннеатипов, деление на типы в Эннеаграмме основано на девяти базовых мотивациях, вокруг которых на подсознательном уровне люди организовывают свою жизнь. Эннеатипы имеют условные названия: 1. Реформатор 2. Помощник 3. Дстигатель 4. Индивидуалист 5. Мыслитель 6. Лоялист 7. Энтузиаст 8. Комфронтатор 9. Миротворец. Однако, в в модели Эннеаграммы типы чаще называются цифрами, то есть Типы называются Единицами, Тройками, Восьмерками и т.д.
Различают символ Эннеаграммы и модель подсознательной мотивации Эннеаграмма.
Символ Эннеаграммы (от греч. эннеа – «девять» и грамма – «модель») представляет собой геометрическую фигуру в форма круга, с девятью точками, расположенными на окружности на равном расстоянии друг от друга. Внутри круга точки соединены между собой особым образом, образуя треугольник и неправильную гексограмму, наложенные друг на друга.
Западный мир познакомился с символом Эннеаграммы в начале ХХ века благодаря основателю собственной школы развития человека Георгию Ивановичу Гурджиеву.
Точные сведения о времени и месте происхождения символа Эннеаграммы утеряны, однако известно, что он существовал, как минимум, 2500 лет до нашей Эры. Следы изучения и использования Эннеаграммы можно обнаружить в христианстве, иудаизме и кабале, суфизме, у вавилонян и древнегреческих философов и математиков.
Г.И. Гурджиев утверждал, что все процессы на Земле и в Космосе, любое законченное целое, включая организм и растение, связаны с символом, который называется Эннеаграмма. Основы своей системы, основанной на символе Эннеаграммы, которую он назвал «практикой Четвертого пути», Гурджиев представлял в 1915 году в Москве и Петербурге, а позднее, в Париже, развивал свой метод совместно с Петром Демьяновичем Успенским.
Гурджиев учил, что геометрические фигуры на символе Эннеаграммы отражает 3 главных закона функционирования Вселенной.
Первый из них – «Закон Одного» представлен н символе Эннеаграммы кругом. Закон Одного (или круг) означает единство, целостность и неповторимость. Единство мироздания является определяющим признаком большинства Западных религий, Иудаизма, Христианства и Ислама.
Следующая фигура на сиволе Эннеаграммы – это треугольник. Треугольник представляет собой «Закон Трех». Гурджиев учил, что все сущее – результат взаимодействия трех сил (какими бы они ни были в данной ситуации и в данном измерении). Принципы «Закона Трех» мы можем увидеть опять же во всех мировых религиях (в Христианстве это триединство Отца, Сына и Святого духа, Каббала учит, что изначально Бог являет себя во вселенной как три проявления, или «сферы»: Сефирот (Кетер, Бинах и Хокмах), называемый главным символом Каббалы «Древом Жизни», Буддизм говорит о Будде, Дхарме и Сангхе, а Индуизм говорит о Вишну, Брахме и Шиве; Таоизм говорит о Небесах, Земле и Человеке). Мы обычно думаем, базируясь на парах противоположностей: добро и зло, черное и белое, интроверт и экстраверт, подавлять или выражать и т.д. Древние же традиции видят тройственную природу всех вещей. Принципы «Закона Трех» можно также увидеть в работах знаменитых философов (Гегель), а также и в науке (протоны, электроны и нейтроны) и т.д. Эннеаграмма также является по сути своей триадической системой и учит не уходить в крайности, а находить баланс (третье решение).
Третья часть символа Эннеаграммы – гексаграмма или шестигранник (фигура, соединяющая цифры 1– 4 – 2 – 8 – 5 – 7 на символе Эннеаграммы). Эта фигура, как считал Гурджиев, представляет «Закон Семи», закон постоянного изменения и развития. Всё изменяется, перерабатывается, развивается или передаётся – пусть даже и законным, предопределенным способом — в соответствии с собственной природой и в соответствии с силами, которые оказывают воздействие на все элементы системы. Дни недели, таблица Менделеева, музыкальная октава – все основано на «Законе Семи».
Вместе с тем, ни Гурджиев, ни Успенский и их последователи не рассматривали Эннеаграмму как теорию психологических типов личности. Теория Эннеаграммы психологических типов личности появилась позднее. В 1950-е годы в Латинской Америке философ Оскар Ичазо совместно с психиатром и антропологом Клаудио Наранхо, заинтересовавшись идеями Гурджиева, дали Эннеаграмме второе рождение. Совместно с рядом последователей они развили на основе Эннеаграммы универсальную психологическую концепцию, основанную на современных исследованиях, а также на знаниях о человеческой природе, собранных в течении многих тысячелетий изучения и наблюдений.
Эннеаграмма как целостная система не просто описывает типы личности и их поведенческие характеристики, но и исследует и описывает глубинную мотивацию человека, то, как и почему сформировались защитные механизмы нашей личности.
Важными аспектами Эннеаграммы являются учение об Трех Центрах и их взаимодействии и Инстинктах.
ЦЕНТРЫ
Деление на Центры в Эннеаграмме основывается на трех основных частях человеческой психики: инстинкте, чувствах и мышлении. В соответствии с теорией Эннеаграммы эти три функции соотносятся с некими «Центрами» в человеческом теле, и принадлежность к типу личности ассоциируется, в первую очередь, с одним из этих центров. Типы Восемь, Девять и Один составляют Инстинктивную Триаду (Центр Живота); Типы Два, Три и Четыре формируют Эмоциональную Триаду (Центр Сердца); а Типы Пять, Шесть и Семь – Интеллектуальную Триаду (Центр Головы).
Каждая из этих Триад – это набор Сущностных качеств и функций, подвергшихся блокировке или разрушению. Кроме того, при формировании и фиксации защитных механизмов нашей личности нарушается баланс и взаимодействие Центров. Эннеаграмма говорит, что и как именно нарушено и показывает путь балансировки работы Центров (см. Рисо и Хадсон «Понимание Эннеаграммы»).
ИНСТИНКТЫ
Инстинкты (различают инстикт самосохранения, сексуальный и социальный инстинкты) представляют собой различные области жизни, которые особенно важны для каждого типа личности. Эннеаграмма учит, что вместо того, чтобы находиться в балансе, один из этих инстинктов у нас является доминирующим, другой – поддерживающим, а третий находится в мертвой зоне. Доминирующий Инстинкт личности представляет собой ту область, на которой мы наиболее часто фокусируемся и где, в основном, проявляются черты и особенности нашего типа. Для личностного роста нам небходимо балансировать наши инстинктивные проявления.
С учетом вышеизложенного, представляем перевод статьи Мелани Белл, в которой она делится своим опытом работы с Рейки и Эннеаграммой и тем, как знание Эннеаграммы может помочь усилить эффект от исцеления с помощью Рейки.
«Рейки работает с дисбалансом на глубинном уровне и работает холистически, так чтобы одновременно с физическими недугами излечивались эмоциональные и психологические недуги. С помощью Рейки я стала различать травмы и дисбаланс в человеческом теле. То, что я обнаружила, меня удивило. Дисбаланс у каждого человека различный, но отличается все у людей предсказуемо – Тройки ощущают физическую боль в области сердца, у Семерок – застои энергии в области центра Головы, а Девятки ощущают боль в груди от того, что не чувствуют себя достаточно заземленными. Я обнаружила вспомогательный инструмент для Эннеаграммы, тот, что дает физическое измерение тому, о чем учит Эннеаграмма – Типы и Инстинкты объясняют проявляющиеся в теле паттерны и сложности, которые я училась распознавать. Соединение этих двух инструментов увеличивает их силу и мощь.
Ниже я предлагаю идеи того, как Эннеаграмма может улучшить практику Рейки, того, как можно учитывать тип клиента и целителя Рейки при лечении клиентов с помощью Рейки. Я надеюсь, что больше людей, практикующих Рейки, смогут использовать эти два инструмента для более глубокого исцеления.
ТРИ ЦЕНТРА
Энннеаграмма учит о трех центрах человеческого тела – центр живота, центр сердца и центр головы, которые соответствуют японским «Трем алмазам», о которых учили ранние мастера Рейки – Земля (или хара, расположенный под пупком), Единство или Сердце (расположенный в середине груди) и Рай (расположенный в голове). Японская Хара или центр Земли – наш изначальный источник энергии, силы и стабильности. Эннеаграмма описывает Центр Живота как первичный и он соответствует Земле, природе, автономии и заземлению. И Рейки, и Эннеарамма описывают центр Сердца, как колыбель человечности, место, где соединяется Земля и Рай. Эннеаграмма связывает Центр Головы с вечностью, бесконечным и с пространством – все это похоже на идею Рая в Рейки.
Также, как и Эннеаграмма, традиционное учение Рейки предлагает инструменты работы с энергетическими Центрами, что созвучно с Гурджиевским определением Четвертого Пути.
В своей книге «Понимание Эннеаграммы» Рисо и Хадсон говорят, что у вторичных типов (Один, Два, Четыре, Пять, Семь и Восемь) есть наименее развитый центр, в то время, как первичные типы (Три, Шесть, Девять) испытывают проблемы со своим собственным доминантным центром, у них зацепляются два наименее доминантных центра, когда эти типы переходят на средние Уровни Развития, а их доминирующий центр отделяется, и они находятся поочередно в разных модальностях функционирования (между зацепленными двуми центрами и нахожденем в третьем). Авторы утверждают, что для личностного роста, вторичным типам надо работать с наименее развитым центром, а первичным типам надо для достижения баланса работать со своим доминантным центром.
Исцеление с помощью Рейки тоже может быть сфокусировано на наименее развитом центре для вторичных типов. Например, Пятеркам было бы полезно уделять больше времени укреплению центра Живота или харе. Уделение дополнительного времени в ходе лечения этому центру может иметь балансирующий эффект для клиента. С первичными типами целители Рейки должны напрямую работать с их доминантным центром, потому что он наиболее разбалансирован. По моему опыту, первичные типы подпитываются энергией из этого центра, и там больше хаоса. Эти принципы могут также применяться и к самолечению. Любой, кто знает свой тип по Эннеаграмме может получить пользу, фокусируя свое внимание на излечение своего наименее развитого центра.
Традиционное Рейки уделяет внимание всем трем центрам. Лечение руками (обычно с использованием физических техник) заземляет и клиента, и целителя, и развивает Центр Живота. Основатель Рейки Микао Усуи учил своих студентов пяти принципам, которыми они должны руководствоваться в своей практике и многие мастера Рейки призывают ежедневно вспоминать эти принципы
“For today only:
Do not anger
Do not worry
Be humble
Be honest in your work
Be compassionate to yourself and others”
«Сегодня я не буду гневаться, не буду волноваться, буду смиренным и честным, сочувствующим себе и другим»
Работа с этими принципами соединяет целителей с центрами Головы и Сердца, так как эти принципы основаны на понимании и сострадании.
Современные целители Рейки могут получить пользу от следования личным практикам, которые поддерживают их собственный наимеее развитый центр, такие как практика физческой деятельности для развития Центра Живота, медитация для ясности Центра Головы (учение Рейки предлагает некоторые традиционные и нетрадиционные варианты) или буддийскую медитацию любящей доброты для укрепления центра Сердца. Обращая внимание на наименее развитый центр, а также наблюдая фиксациии своего типа, и делая разные выборы в зависимости от требований момента, целители Рейки могут использовать инсайты Эннеаграммы для культивирования своего личностного роста – то, к чему призывает Рейки.
ИНСТИНКТЫ
Инстинкт Самосохранения работает для сохранения энергии, Сексуальный инстинкт активирует ее, а Социальный инстинкт стабилизирует энергию с другими. Целитель Рейки должен быть отдохнувшим и заземленным с помощью самолечения и заботы о себе для того, чтобы помочь клиентам излечиться и расслабиться. Начиная лечение, он активирует энергию Рейки, чтобы излечение произошло, такая активация чувствуется как теплота, которая исходит из рук целителя. Целитель также должен быть настроен на своего клиента, а это навык Социального Инстинкта, чтобы стабилизировать энергию между ними.
С учетом той роли, которые инстинкты играют в Рейки, целители с различными доминирующими инстинктами лечат по-разному (с учетом плюсов и минусов их инстинктивного подтипа). Например, целитель с доминирующим сексуальным инстинктом и инстинктом самосохранения в мертвой зоне может отлично справляться с активированием и трансформацией энергии и адекватно настраиваться на энергию клиента, но может для себя находить сложным обеспечивать комфортную равновесную атмосферу, которая может быть необходима клиенту, помогать клиенты расслабиться.
С учетом этого, целители Рейки могут улучшить свою практику Рейки, если обратят внимание на свою собственную метрвую зону, связанную с дисбалансом инстинктов.
Один из способов это сделать (способ особенно подходит для энергетической работы) – это медитация на метвую зону целителя непосредственно перед сеансами Рейки. Для целителей с инстинктом самосохранения в мертвой зоне полезно медитировать на свои физические ощущения, для целителей с сексуальным инстинктом в мертвой зоне – на энергию, наполняющую их и комнату, где они находятся, а для целителей с социальным инстинктом в мертвой зоне – на проницаемость границ между ними и клиентами. Настройка на интуитивные, энергетические ощущения, настроиться на которые для них наиболее сложно, может помочь целителям Рейки получить более сбалансированный доступ к энергии Рейки.
В то время как изначально учения Рейки фокусировались на Трех Алмазах, позднее целители начали использовать индийскую систему семи чакр для положения рук при сеансах. Согласно точке зрения Гурджиева, чакры соответствуют Закону Семи – одному из трех духовных законов, в соответствии с которым все в жизни изменяется пресказуемым образом. Аналогичным образом, Три Алмаза (как и Центры) соответствуют Закону Трех, в соответствии с которым все происходит в результате взаимодействия трех сил. Закон Одного, который говорит о единстве всего, тоже имеет место быть в учении Рейки как универсальная энергия.
Как и Три Алмаза, система чакр очень полезна для знающих Эннеаграмму целителей Рейки. Эннеаграмма связывает три инстинкта с первыми тремя чакрами – инстинкт самосохранения с корневой чакрой, сексуальный инстинкт с сакральной чакрой, а социальный инстинкт – с чакрой солнечного сплетения. Эти соответствия очень последовательны, и дисбаланс (излишняя активность и беспокойство) возникает в чакре, соответствующей Доминирующему инстинкту. Эти соответствия позволяют целенаправленно балансировать инстинкты тогда, когда целители Рейки в курсе дисбаланса инстинктов клиента. Естественно, это применяется и к самолечению.
Эннеаграмма признает необходимость понимать и утихомирить свои страсти и предоставляет карту того, чтобы это сделать. Рейки дает метод исцеления и балансировки, основаный на практиках, связанных с центрами, которые могут способствовать этому росту. Когда они используются вместе как практики Четвертого пути, Эннеаграмма и Рейки вместе могут помочь развить здоровые навыки для замены привычных и неработающих, работать с дисбалансом трех центров Эннеаграммы и Инстинктов. С помощью Присутствия и Осознанности целители Рейки и специалисты Эннеаграммы могут использовать эти инструменты, чтобы стать более гибкими и сбалансированными целителями и помогать клиентам двигаться к своему благополучию.
Автор — Марина Калдина, основатель Школы Эннеаграммы ETCEN
Использованная литература:
- Hudson, Russ, & Gayle Scott. (2008). The Riso-Hudson Enneagram Professional Training Program: Part I Training. Atlanta, GA, February.
- Hudson, Russ, & Gayle Scott. (2013). The Riso-Hudson Enneagram Professional Training Program: Part III Training. Stone Ridge, NY, March.
- Riso, Don Richard, & Russ Hudson. (2000). Understanding the Enneagram. New York: Houghton-Mifflin.
- Stiene, Bronwen, & Frans Stiene. (2010). The Reiki Sourcebook. Winchester, UK: O—Books.»