Эннеаграмма и процесс личностной трансформации
Западный мир познакомился с символом Эннеаграммы в ХХ веке благодаря философу Георгию Ивановичу Гурджиеву. Гурджиев и участники созданной им группы «Искатели Истины» активно путешествовали по миру, собирая знания. Где-то в своих путешествиях, возможно в Афганистане или Турции, Гурджиев обнаружил символ Эннеаграммы. Закончив свои поиски, он начал преподавать в Санкт-Петербурге и Москве, а в 1920–м году во Франции Гурджиев основал школу духовного развития, названную Институтом гармоничного развития человека. В своей философии Гурджиев отводил символу Эннеаграммы центральное и наиболее важное место. Он считал Эннеаграмму «универсальным символом, который может объяснить все происходящее на земле и в космосе» и утверждал, что человек абсолютно ничего не может понять до тех пор, не начнет рассматривать явления и события с точки зрения Эннеаграммы. Теорию Эннеаграммы, преподаваемую Гурджиевым, называют моделью естественных процессов или Эннеаграммой процесса.
Эннеаграмма личности (в отличие от Эннеаграммы процесса Георгия Гурджиева) была разработана в 60-х годах 20 века и основоположниками модели считают латиноамериканского философа Оскара Ичазо и известного психиатра, психотерапевта и гештальт-терапевта Клаудио Наранхо, которые дали Эннеаграмме второе рождение.
Ичазо исследовал и синтезировал многие элементы Эннеаграммы, а в начале 1950 годов он открыл связь между символом и девятью типами личности. Именно Ичазо является автором термина «Эннеаграмма личности». Клаудио Наранхо в начале 1970-х годов проходил 10-месячный курс обучения у Ичазо, где частью курса была Эннеаграмма. Эннеаграмма мгновенно «зацепила» Наранхо, и он, едва вернувшись в Калифорнию, начал преподавать ее вкупе с другими практикуемыми им психологическими системами. Он изучал Эннеаграмму также с помощью интервью с группами людей, имеющих признаки одного конкретного типа, либо, чьи психиатрические особенности были хорошо известны, анализировал и обобщал полученную информацию. Этот метод изучения и преподавания Эннеаграммы является популярным и сегодня.
На первый взляд, можно сказать, что геометрическая фигура, которую мы называем символом Эннеаграммы, используется для не связанных друг с другом на первый взгляд целей: 1) для целей определения и понимания 9-ти путей взаимодействия людей с окружающим миром (Типы личности по Эннеаграмме) и 2) для описания природы естественных процессов (в том числе процесса трансформации), который включает в себя 9 архетипических стадий.
Но вместе с тем, кажется невозможным, чтобы не было связи между этими двумя системами, если их объединяет один и тот же символ, одна и та же геометрическая фигура . И, конечно же, если посмотреть поглубже, такая связь находится.
Например, Натан Бернье в своей книге «Эннеаграмма: Символ Всего и Вся» (“The Enneagram: Symbol of All and Everything”) описывает сложности, с которыми встречается человек на каждой из девяти стадий процесса личностной трансформации, и как в каких точках на символе Эннеаграмма эти стадии находятся. Эти сложности, как их описывает Натан Бернье, очень напоминают эго-фиксации (ментальные и эмоциональные фильтры) каждого из типов Эннеаграммы. Аналогичную взаимосвязь увидела и описала в своей книге «Интегральная Эннеаграмма» (“Integral Enneagram”) Сюзан Родз – она обнаружила соответствие между глубинной мотивацией человека (тем, что определяет его Тип по Эннеаграмме) и нашим путем в жизни и тем, как это определяется положением его типа на трансформационном круге Эннеаграммы. Это открытие, по мнению Сюзан Родз, также может объяснить, почему, например, один человек, занимаясь гуманитарной деятельностью, может быть «в потоке жизни», а другой ищет для себя задачи, связанные исключительно с техникой или интеллектуальным трудом. Или же почему одни люди чувствуют себя «в своей тарелке», когда делают что-то в ситуации новизны и хаоса, а другим обязательно нужны правила и структура. Или же почему духовный путь одного человека может стать духовным тупиком для другого.
Давайте посмотрим на то, как связана Эннеаграмма процесса с Эннеаграммой личности с разных точек зрения.
Сначала мы объясним Эннеаграмму процесса так, как ее преподавали Гурджиев и его ученики. Для понимания связи Эннеаграммы процесса с Эннеаграммой личности предлагаем читателям согласовывать описание стадий и фаз процесса развития и трансформации с главными мотивациями и чертами типов по Эннеаграмме, как это проиллюстрировано на Рис.2
Как говорилось выше, Эннеаграмма процесса или Эннеаграмма личностной трансформации преподавалась Георгием Ивановичем Гурджиевым в начале 20-го века. Ученик Гурджиева Дж.Беннет в своей книге «Исследования Эннеаграммы» (EnneagramStudies) на стр. 22 называет Эннеаграмму «простейшим и наиболее естественным способом посмотреть на вещи и на то, как все в жизни случается». Часто Эннеаграмму процесса описывают через описание процесса приготовления пищи в ресторане (но это, по сути, очень похоже на процесс трансформации) — Рис.3
Процесс приготовления пищи должен пройти, по сути, через 3 этапа: Подготовка, Исполнение, Завершение. Надо сказать, что каждый последующий этап основывается на предыдущем. И еще предварительно надо сказать, что Точки 3, 6 и 9 (см. Рис.4) являются так называемыми «шоковыми точками» и представляют собой скачки (перемены), которые несколько отличаются просто от перехода от одной Точки к другой. В этих точках происходит смена фокуса, переход от одной системы координат к другой. Кроме того, в этих Точках происходит прилив новой энергии, которая несет в себе потенциал по-новому изменить весь процесс.
Точки 0 (9), 1 и 2 на символе Эннеаграммы представляют собой первый этап процесса приготовления пищи, который называется Подготовка. Сначала нам необходимо представить себе то, что мы хотим приготовить (Точка 0), и то, что мы рисуем в своем воображении на каком-то этапе побудит нас начать планировать. В Точке 1 (готовность) у нас все готово – кухня, оборудование и повара – все они готовы начать. На этом этапе нам также надо планировать вперед – надо представить и сам процесс приготовления пищи, который начинается в Точке 4 (Точка 2 и Точка 4, как видно на Рис.3, соединены друг с другом линией ), и учесть это при определении того, что должно быть подготовлено. И, кроме того, мы должны иметь ввиду и учесть на этом этапе то, как будет презентована приготовленная пища, а это Точка 7, которая также соединяется с Точкой 1 линией на символе Эннеаграммы). Далее, в Точке 2 начинается непосредственно сам процесс планирования – и здесь надо хорошо подумать, чтобы начать готовить что-то особенное (Точка 4) и представить себе уже готовый продукт, который будет подан клиенту (Точка 8).
Точки 3, 4, 5, 6 представляют собой этап непосредственно приготовления пищи, то есть Исполнения. Здесь мы переходим от обдумывания к реальным действиям. В Точке 3 на кухню поступают продукты, и процесс запускается. Точка 3 является первой «шоковой точкой». Что же может быть шокирующего в том, что продукты поступают на кухню и запускаются в процесс переработки? Любой шеф-повар знает, что есть много поводов поволноваться. А что, если привезли не все, что нужно? А что, если продукты ненадлежащего качества? Или они не поступают в срок? Ситуация в Точке 3 может заставить шеф-повара либо составить новое меню (Точка 2) либо полностью изменить концепцию блюд (Точка 1). Но даже, если с продуктами все в порядке, Точка 3 означает смену фокуса от подготовки к исполнению, и это тот момент, когда повара на кухне начинают действительно работать с продуктами, что требует постоянной вовлеченности.
Точка 4 представляет собой начальную стадию процесса непосредственно приготовления пищи, где сырые продукты отбираются для того, чтобы их приготовила (это также можно сравнить с трансформацией – приготовление – это трансформация). В Точке 4 также важно мысленно часто возвращаться в Точки 1 и 2 (все ли готово, все ли мы запланировали?). Соединение с Точкой 2 также означает и то, что мы проявляем достаточно заботы для того, чтобы пища была хорошо приготовлена. Точка 4 уже, как мы видим, означает то, что мы уже достаточно вовлеклись в процесс и взяли на себя определенные обязательства. Но, тем не менее, на этом этапе мы еще можем внести коррективы в то, что мы делаем. Вместе с тем, по мере того, как мы продвигаемся дальше, к точкам 5 и 6 – коррективы уже будет вносить все более и более сложно. И переход от Точки 4 к Точке 5 делает процесс приготовления пищи (трансформации) уже необратимым.
В Точке 5 все уже кипит – да, и здесь нужна определенная проверка, но уже больше в отношении того, как еда будет выглядеть на тарелке (соединение с Точкой 7) и с тем, как будет происходить непосредственно прием пищи (соединение с Точкой 8).
В Точке 6 (вторая «шоковая точка») происходит еще одна драматическая перемена – фокус внимания смещается с кухни на обеденный зал. Задача шеф-повара на этом этапе немного отойти назад, чтобы посмотреть на то, как еда может быть подана, как ее воспримут обедающие. Еда приготовлена, но как только она покидает кухню, она поступает в абсолютно иное пространство – в обеденный зал. И эта перемена еще более драматична, чем в Точке 3, где меняется только род деятельности. В Точке 6 меняется и род деятельности и игроки. Из этой точки мы можем двигаться либо вперед – к Точке 7 (оформление блюда) и Точке 8 (прием пищи) или же (если еда с точки зрения клиентов неправильно приготовлена – к Точке 5.
И вот наступает заключительный этап – этап Завершения, который включает в себя Точки 7, 8 и 9. На этом этапе и владелец ресторана, и шеф-повар, и повара уже скоро выяснят, насколько то, что они придумали и сделали, понравится клиентам. Точка 7 представляет собой то, как блюдо будет оформлено и преподнесено официантом клиентам, а официант должен помнить о том, что изначально заказал клиент (соединение с Точкой 1) и о том, когда именно надо подавать блюдо (соединение с Точкой 5). Если то, как и когда подано блюдо и его оформление не будет презентабельно (например, суп подан холодным или на тарелке со вторым все небрежно размазано), то клиенты будут недовольны. И наоборот, если еда подана презентабельно, то клиенты будут хвалить шефа за приготовление(Точка 5) и изначальную концепцию блюда (Точка 1). Но блюдо клиент по-настоящему оценит только в Точке 8, на этапе приема пищи. На этом этапе официант обычно спрашивает, все ли хорошо, и надеется на положительный ответ. И если он, действительно, получает положительный ответ, то вздыхает облегченно, потому что клиенты удовлетворены и нет необходимости чего-то исправлять (Точка 5) или менять блюдо (Точка 2).
В Точке 9 (третья «шоковая точка») происходит еще одна перемена – она связана с завершением цикла и к переходу к другому циклу. Это очень загадочная точка и о ней написано часто только то, что она завершает процесс трансформации. Для клиентов это означает процесс переваривания пищи, для официанта — тот момент, когда они убирают со стола и готовят стол для других посетителей, для работников кухни – мытье посуды или кухни в целом (если рабочий день закончен), для шеф-повара – оценку того, как прошел день и планирование меню на следующий день. Если говорить символично, то в Точке 9 уроки предыдущего цикла анализируются и превращаются в тот опыт, который необходимо учитывать в будущем.
Как мы упомянули выше, описанный выше процесс приготовления пищи очень похож на процесс трансформации: 1) у нас есть жизненный опыт (кухня); 2) мы развиваемся, как индивидуальная душа (пища, блюдо) и 3) мы живем, следуя некой духовной цели (обеденный зал). Дж.Беннет в своей книге назвал это «космическим банкетом». Используя эту аналогию, Сюзан Родз говорит также, что мы развиваемся, проживая тот или иной опыт, опыт, который позволяет нам развить то, что Карл Юнг называл «личностью», или же точнее — развить зрелую личность, то есть такую, которая может служить основой для настоящей духовной работы.
Итак, Эннеаграмма – это «простейшим и наиболее естественным способом посмотреть на вещи и на то, как все в жизни случается». И не случайно, конечно, что один из подходов к описанию архетипических стадий процесса трансформации оказался очень востребованный Голливудом и используется как матрица, алгоритм для написания сценариев, рассказов, повестей и т.д., где по сюжету героям предстоит пройти через процесс личностной трансформации. В частности, он использовался для написания таких сценариев, как сценарии к фильмам «Терминатор», «Вспомнить все» и т.д., а также для многих реалити шоу. Этот процесс был описан в вышеупомянутой книге Сюзан Родз «Интегральная Эннеаграмма. Сюзан Родз назвала этот подход «История жизни как драма» (Рис.5).
И здесь мы можем разделить процесс создания истории на три части: 1) Установка/план 2) Проблема и 3) Разрешение
Точки 1, 2 и 3 – это первая часть процесса. Вернее, процесс начинается с точки 0, где что-то новое начинает зарождаться и приходит в
Точку 1, где читателям дается вся необходимая информация для того, чтобы понять историю: жанр, структура и культурный контекст. И часто эту часть истории читатели недооценивают (это же просто предистория событий), но без нее невозможно увязать историю с целью рассказчика. Она также говорит о нормах и стандартах, которые могут оказаться критичными для истории и оценки событий.
В Точке 2 появляются главные герои и описываются их отношения друг с другом. Это тоже важно, потому что, когда им становится сложно, то мы можем им сопереживать. И если главные герои не интересны, то в этом месте мы можем перестать читать.
В Точке 3 мы видим, как проходит обычный день героев: каковы их привычки, как они взаимодействуют друг с другом и т.д. Мы видим, кто из героев может приспосабливаться к жизненным ситуациям, а кто – нет. Мы видим защитные механизмы их личности, и что случается с ними в стрессе. Но все же, на этом этапе не происходит ничего серьезного. Самое интересное начинается тогда, когда происходит событие, которое заставляет главного героя находить новые, более творческие пути решения проблем. Соответственно, цель этой фазы процесса – одновременно и представить героев и показать те нормы и правила, которые будут служить критериями оценки последующих событий.
Часть под названием «Проблема» включает в себя Точки 4, 5 и 6. Эта часть представляет собой путешествие в неизведанное, путь героя — в этой части главные герои сталкиваются со сложностями, которые потребуют их решимости, изобретательности и беспрецедентного мужества. Эта часть называется «Проблема», потому что включает в себя неизвестную природу сложностей, с которыми придется столкнуться героям, и ту тревогу, которую они испытывают, когда их прямо-таки выталкивает из их привычной рутины и бросает в неизвестное.
В Точке 4 герои впервые начинают сталкиваться с ситуациями, которые заставляют их меняться в соответствии с замыслом автора. Эта точка называется «погружение», потому что мы можем оставаться вовлеченными с тем, что происходит, только погружаясь глубоко внутрь себя, находя внутренние ресурсы, которые обычно нам не доступны. В этой точке герои просто обязаны вовлекаться эмоционально в то, что с ними происходит, и это становится значимым событием в их жизни – и именно это дает им стимул продолжать.
Такая эмоциональная вовлеченность обычно приводит к тому, что герои сталкивают со своими более глубокими (и более темными) эмоциями. Именно поэтому герои могут впадать в депрессии, а также могут быть ошеломлены теневыми аспектами своей психики. И поэтому не удивительно, что их изначальными реакциями являются отрицание, слабые попытки поддержать статус-кво – но все это, конечно же, не работает. Единственный выход – посмотреть проблеме в лицо и эмоционально быть готовым к тому, чтобы сделать все, что необходимо для ее разрешения. Как только герои это понимают, сюжет начинает разворачиваться.
Переход от Точки 4 к Точке 5 означает, что герои смогли проработать свой внутренний багаж так, что уже смогут эмоционально выдержать вовлечение в проблему. И в этот момент они начинают серьезно решать проблему: сначала традиционными способами, теми, к которым они привыкли, но они быстро понимают, что эти способы не работают. Но со временем и после нескольких попыток, герои знают уже все, что не работает. Им больно, они уже почти опускают руки, вновь вылезает наружу их негативность. Но этот процесс также открывает им доступ к своим скрытым резервам и благородным качествам. Именно на этом этапе читатели уже способны сопереживать мукам героев, так как понимают, что они сами тоже находились в аналогичных ситуациях. Они надеются, что герои справятся…. По мере развития сюжета, герои как-то начинают находить пути справиться со сложностями, но пока это еще не разрешение ситуации, а некоторого рода компромисс.
И переход к Точке 6 означает некое рождение новой жизни, момент, когда герои принимают новые нормы и правила и нарабатывают новые привычки. Все вроде бы начинает устаканиваться…. Но… суть драматической истории – это показать трансформацию героев. Поэтому все изменения еще пока в какой-то степени не настоящие. Процесс трансформации еще не завершен. Именно поэтому, когда кажется, что все приходит в норму, происходит новое событие, которое показывает, что разрешение ситуации невозможно без реальной трансформации: герой должен столкнуться с тем, чего больше всего боится. В историях, где есть герои и злодеи, наступает момент, где они сталкиваются лицом к лицу. Герой понимает, что злодей еще не побежден, но к счастью, он оказывается не таким чудовищным, как предполагал герой. И когда, кажется, что можно вздохнуть с облегчением, злодей как бы невзначай говорит: «Но мне от тебя еще нужна эта маленькая вещичка». И именно ее герой не готов давать… И в этот момент герой понимает, что столкнулся с самым большим своим страхом и сжимается от ужаса. Но точка невозврата уже пройдена. И единственным выходом является мужественно окунуться в неизвестное – делать то, что больше всего боялся делать, надеясь, что все разрешится к лучшему. И в этот момент он трансформируется.
Стадия Разрешения включает в себя Точки 7,8 и 9. Прыжок в неизвестное сопровождается огромным выбросом энергии и расширением сознания. Все в жизни кажется новым и интересным.
В Точке 7 герои перерождаются, они возбуждены, и рассматривают жизнь как чудо. Но, как и всем новорожденным, им не хватает фокуса, и это мешает им работать, так как необходимость работать сильно напоминает им те ограничения, за рамки которых они только что вышли. И самое сложное в этой точке – это не объявлять победу преждевременно. И эта сложность даже сложнее, чем страх, потому что она такая обольстительная. И если герои не поддались соблазну оставаться Питерами Пэнами, они могут перейти в Точку 8. И в этой точке они начинают интегрировать в себя те качества, которые они приписывали миру вокруг них в Точке 7. Они чувствуют свою собственную силу и способность встать у руля. Но возникают вопросы. Если они достигли своих целей, то являются ли они милостливыми победителями? Благодарны ли они всем тем людям, которые оказывали им помощь на пути? Намерены ли они использовать свои осознания для более великого дела? Если герои отвечают «да» на эти вопросы, то прибытие в Точку 8 достойно празднования. Но впоследствии им еще придется выйти из света прожекторов и продолжить свою обычную жизнь, не зацикливаясь на воспоминаниях о своих «днях славы».
И только в Точке 9 главные герои поймут, имела ли произошедшая с ними трансформация какой-либо длящийся эффект в их жизни. И, несмотря на то, что в этой точке драматизма меньше всего, это, наверное, то, что имеет наибольшее значение в их жизни.
И, наверное, можно сильно не объяснять, что понимание Эннеаграммы Личности и глубинных мотиваций, страхов и привычных паттернов поведения каждого из Эннеатипов в каждой Точке сможет сделать этот коротко описанный процесс более полным, объемным и глубоким, наполнив его множеством жизненных деталей, которые отзовутся у читателей и зрителей. И, может, поэтому Эннеаграмма очень популярна в Голливуде. И, конечно же, очень многие главные герои «пишутся» по описаниям Эннеатипов с учетом их Уровней развития.
Еще один взгляд на процесс личностной трансформации был представлен в апреле 2014 года на конференции Международной Ассоциации Эннеаграммы Эдуардо Торгалом, тренером Эннеаграммы, коучем и бизнес-тренером, вице-президентом Португальского отделения Международной Ассоциации Эннеаграммы,– и этот подход имеет разнообразное практическое применение и используется, помимо прочего, для организационного развития компаний и команд. Это описание какой-то степени перекликается с двумя подходами, описанными выше, но вместе с тем, добавляет новые грани, способные привести нас к новым уровням понимания.
Начнем описание с того, что очень важной вехой в жизни человека является осознание того, что у него есть проблема. Именно в тот момент, когда он сделал сознательный выбор посмотреть на свою проблему, что-то происходит и меняется. Но тут же возникает соблазн отодвинуть проблему в сторону, отставить ее, спрятать. Если я не буду ее видеть, то я могу думать, что у меня ее нет, не правда ли? Но если же я все же решу посмотреть на нее, то она становится больше. И в какой-то момент я понимаю, нет, это не у меня проблема, а я сам – одна большая проблема. И в этот момент я в состоянии понять, насколько одиноким я являюсь. Нет, само по себе ощущение одинокости не является проблемой, это осознание абсолютно необходимо для процесса трансформации. Нет обходных путей. Нам надо себя чувствовать чрезвычайно некомфортно, иначе мы не сможем трансформироваться. И после этого нам надо учиться тому, куда нам нужно идти, нам надо учиться создавать себя заново. Это страшно, страшно искать свой путь. Но действие – несмотря на страх, это наша единственная альтернатива. Это выбор, который мы делаем, действительно ли мы хотим пройти этот путь, несмотря на то, что он сопряжен с риском. Путь может быть опасен, поэтому для того, чтобы пройти этот путь, нужна воля и нужна вера.
И вот, вы только что прочитали краткое описание очень сложного и длительного процесс трансформации и того, как он проходит через каждую из девяти точек Эннеаграммы процесса. Мы далее посмотрим на этот процесс подробнее. Каждая из точек имеет свое значение, она символизирует определенный этап процесса трансформации, этап, который невозможно пропустить. Каждый из этих этапов надо пройти с энтузиазмом и благодарностью. И этот процесс, описанный применительно к отдельному человеку, может применяться, как к человеку, так и к семье, организации и обществу.
В Точке 0 революция начинается, но процесс еще только в зародыше, ибо в Точке 1 человек еще не видит проблему. Это точка полного высокомерия, и это высокомерие позволяет нам чувствовать себя более сильными, более властными, лучшими. Проблема? У меня ее нет!!!
Переход к Точке 2 приводит к тому, что человек начинает осознавать, что у него, может быть, есть проблема. И начинает смотреть на себя. Видит спрятанные в карманах проблемы – какие-то очень плохие, какие-то вроде бы ничего. Ему интересно наблюдать… Но на этом этапе нет прогресса, только наблюдение. И есть соблазн и риск того, что в этой Точке можно застрять. Наблюдать, наблюдать и наблюдать. Но, как и все стадии, эта стадия важна – без нее нельзя двинуться дальше.
Точка 3 – это первая шоковая точка. Без усилий на этом этапе мы не можем двинуться дальше. И именно это усилие заставляет нас выйти из состояния комфортного и безболезненного наблюдения и захотеть пройти через что-то очень болезненное.
В Точке 4 нам как раз и приходится пройти через боль, осознать, что есть что-то в нас, что очень плохо. И понять, что я все же предпочитаю измениться, а не оставить все, как есть. И здесь речь идет пока просто об изменении, пока все это не есть трансформация.
По сравнению с трансформацией изменения даются легко, трансформация же более сложна и изменяет что-то очень глубоко. И для этого нужно пройти через боль, через ощущение того, что даже «Я» — это плохо. И надо иметь мужество оставаться в этой точке достаточно продолжительное время, не выскакивая из нее раньше времени. И тогда возникают сомнения… Может, продолжить делать все по-старому? (переход в Точку 1 по линии соединения). Может, продолжить наблюдать? (переход в Точку 2 по линии соединения). Кажется, что ни у кого вокруг нет мужества начать революцию. Почему я? Может, кто-нибудь другой начнет, а я продолжу?
Переход к Точке 5 требует оставить что-то позади себя. Что-то, что мы в большей степени ценим – себя. Если мы не сделаем этого, мы можем просто измениться, и нельзя будет говорить о трансформации. Если мы хотим революцию (трансформацию), то отказ от себя – это та цена, которую мы должны заплатить. И решиться на это очень сложно – это один из самых серьезных вызовов нашей жизни. Мы все является великолепными специалистами по изменениям, но мы не так хороши, когда дело доходит до революций. При переходе к этой точке мы понимаем, насколько сильна наша привязанность к старому. И напряжение между Точками 4 и 5 может быть таким сильным, что может напоминать войну. Но если мы справляемся с вызовом и переходим в Точку 5, то перед нами открываются новые перспективы, наши взгляды меняются совершенно. В этой точке мы вступаем в ментальную фазу трансформации и начинаем представлять, кем и какими мы хотим быть.
Точка 6 – это вторая шоковая точка, когда возникают сомнения, но эти сомнения здоровые. А то, что я себе представил – правильный человек, правильное ли у меня сформировалось видение? Сомнения трансформации – это здоровые сомнения.
В Точке 7 мы начинаем мечтать о том, куда мы хотим пойти. Но также время от времени возвращаемся в Точку 5, чтобы еще подумать. И в этой точке уже невозможно перейти на ту сторону реки, которую мы перешли, переходя от Точки 4 к Точке 5. И наша задача – продолжить наш путь с неиссякаемым энтузиазмом.
Точка 8 – это о реализации задуманного. Что именно мы собираемся изменить в ходе следующей революции? Что мы готовы потерять? И эта новая революция – это уже о нас, а не о роботах, не о машинах (защитных и автоматических механизмах нашей личности), хотя ради собственной безопасности нам бы хотелось таскать эти машины вместе с собой. Но революция требует от нас сменить парадигму – оставить машины позади и начать говорить о любви. И это – единственный путь, по которому нужно идти.
Точка 9 – это третья, финальная шоковая точка, точка перехода к новому состоянию и привыканию к нему. Мы скоро забудем обо всем, через что прошли и будем готовы начать новую революцию…
Суммируя вышесказанное можно сказать, что не каждый готов начать революцию, уйти из Точки 1, где обычно нет боли и страдания. Не каждый готов пройти через все Точки и двигаться к трансформации. Но чем больше людей будут готовы смотреть в сторону революции, не только делиться знаниями и учиться, но и делиться любовью, тем скорее наступит глобальная гуманитарная революция.
Мы посмотрели на несколько из множества возможных путей посмотреть на эннеаграмму процесса. Но если мы знаем не только природу каждой точки эннеаграммы, но и глубинные мотивации, страхи и основные стратегии взаимодействия с окружающим миром каждого из Эннеатипов, то мы сможем легко увидеть соответствие. Например, вызовы Точки 1 очень сильно похожи на поведенческие паттерны и психологические установки Типа 1, вызовы Точки 2 очень сильно похожи на поведенческие паттерны и психологические установки Типа 2 и т.д. Аналогия видна как на Рис.2, так и показана в таблице ниже.
ТИП | ТОЧКА | |
1 | Цели, принципы, совершенство, идеалы | Готовность, начало, принципы, стандарты, задачи |
2 | Нацеленность на отношения, теплота, забота, сопереживание, помощь, совет | Планирование, наблюдение, Сопереживание, начало эмоциональной вовлеченности |
3 | Целеустремленность, адаптивность, практичность, эффективность, имидж | Адаптивность, приспособление, усилие |
4 | Глубина, погружение в себя, верность себе, аутентичность, уникальность, со мной что-то не так | Эмоциональная вовлеченность, что настоящее, а что нет, боль |
5 | Наблюдение, отстраненность, бесстрастность, поиск знаний, интеллектуальная компетентность, фокус | Бесстрастность, точка невозврата, отказ от себя, ментальная вовлеченность |
6 | Страх, тревога, сомнения, безопасность, скептицизм | Желание соответствовать, страх, сомнения, |
7 | Возбуждение, интерес к новому, свобода, ненасытность | Прихотливость, воодушевленность, возбуждение, свобода, интерес |
8 | Вожделение, сила, воля, действие, практичность | Решительность, мастерство, действия |
9 | Простота, непритязательность, принятие, спокойствие, леность, забывание себя | Неосуждение, принятие, бытие, начало и конец цикла |
И в завершении можно сказать, что мудрость Эннеаграммы – это сущностная карта, которая воодушевляет нас на понимание процесса роста и трансформации, который так нужен сейчас, в нашей социальной, экономической и политической жизни, и на преодоление сложностей, связанных с этим. Интеграция Эннеаграммы процесса с Эннеаграммой личности может обогатить модель, понять динамизм и сложность Эннеаграммы, понять «движение по стрелкам» и основные фазы трансформационной работы, а также обращать большее внимание на ключевые сложности и возможности для роста каждого человека.
Подробнее об Эннеаграмме вы можете узнать на сайте www.enneagramma.ru, а также на наших семинарах.
В этой связи стоит упомянуть, что часто последователи Эннеаграммы процесса Гурджиева и Эннеаграммы личности «воюют» друг с другом, преуменьшая значение иного подхода к Эннеаграмме, чем практикуемого ими. Тренера и учителя Эннеаграммы личности не учитывают или даже стараются спрятать символ Эннеаграммы, что приводит к тому, что модель преподается как типология и не учитывает того, что полезного может дать Эннеаграмма процесса в качестве матрицы описания естественных процессов. С другой стороны невероятно сильны и предубеждения современных «гурджиевцев» против Эннеаграммы как современной типологии, в связи с чем они в своей работе не учитывают преимущества обращать внимание на основные сложности и вызовы каждой личности.