Интегральная Эннеаграмма
Когда мы слышим термин «Интегральная Эннеаграмма», то часто вспоминается Интегральный подход Кена Уилбера и представляется, что термин «Интегральная Эннеаграмма» как-то связан с соединением теории Кена Уилбера и модели Эннеаграмма. И, по большому счету, это действительно так. Модель Эннеаграммы и Интегральный подход Кена Уилбера – это две мощные системы понимания человеческой природы.
Интегральные системы, в принципе, призваны поддерживать интеграцию, предлагая практический и работающий подход к сглаживанию различий между точками зрения и уровнями функционирования людей. В этом смысле Эннеаграмму и Интегральный Подход Кена Уилбера можно назвать интегральными системами. Эннеаграмма – это модель, описывающая девять типов личности и их глубинную мотивацию, модель развития и трансформации, а не только инструмент определения типов. Уилберовская Интегральная Операционная Система (ИОС) – это мета-модель для описания развития человеческого сознания. Несмотря на то, что эти две модели были разработаны независимо друг от друга, при изучении обеих систем мы можем увидеть очень много похожего между ними и понять, что они могут много чего друг другу предложить: ИОС может предложить Эннеаграмме для исследований великолепно обоснованную и прогрессивную концепцию, а Эннеаграмма дает ИОС методологию, объясняющую, как разные темпераменты и типы личности влияют на человеческое развитие.
Есть, тем не менее, на первый взгляд одно возможное противоречие между идеями Эннеаграммы личности и Интегрального подхода. Оно заключается в том, что исторически Эннеаграмма личности рассматривалась как модель, описывающая девять основных защитных механизмов личности, которые выработались в ответ на ощущение потери связи с нашими сущностными качествами, и не позволяют нам соединиться с ними. Такой подход в литературе называют ретро-романтическим или «эго против сущности». Этот подход в большей степени пропагандировался одним из основателей Эннеаграммы Личности Клаудио Наранхо, а также философом и основателем школы духовного и психологического развития Diamond Approach А.Х.Алмаасом, который проходил курс Эннеаграммы у Наранхо. Суть такого подхода заключается в том, что если мы идентифицируемся со своей личностью или своим эго, то мы не в состоянии быть связанными со своей сущностью, и только не-эго состояния позволяют нам оставаться связанными с сущностью. И если рассматривать стадии развития человека по ИОС, то по версии ретро-романтического подхода идентификация с эго происходит на рациональной стадии его развития (от 7-ми лет до взросления), а его сознание проявляется как сущность, как на пре-рациональной стадии (от рождения до 6-ти лет), так и на транс-рациональной, когда и если человек дойдет до нее в своем развитии.
Кен Уилбер критиковал ретро-романтический подход и считал, что формирование личности и ее защитных механизмов – это естественная стадия развития человеческого сознания. Он утверждал, что аргумент о том, что только не-эго состояния позволяют нам оставаться связанными с сущностью, основаны на неверной логической цепочке, потому что в этом утверждении не делается различия между неразвитым сознанием (пре-рациональным, сознанием ребенка в возрасте до 6-ти лет) и высокоразвитым сознанием (транс-рациональным или пост-рациональным, сознанием взрослого, если оно достигнуто независимо от возраста). Уилбер также возражал против того, что мы можем когда-либо полностью потерять связь с сущностью. Он говорит, что в то время как возможно относительно потерять связь с сущностью, или же перестать жить «синхронно» с этими качествами, но решение проблемы лежит не в том, чтобы винить эго, а в том, чтобы, не осуждая, исследовать то, что мешает нашей осознанности, открываясь нашему опыту. По мнению Уилбера эго-личность становится основанием, фундаментом для перехода к стадии транцендентной осознанности.
Вместе с тем, не все исследователи и эксперты Энеаграммы личности придерживаются ретро-романтического подхода. Такие эксперты считают, что Эннеаграмма личности вытекает из Эннеаграммы процесса Георгия Гурджиева, которая носит исключительно трансформационный характер и используется для описания природы естественных процессов (в том числе процесса трансформации), включая в себя 9 архетипических стадий. Если посмотреть внимательно на эти девять стадий трансформационного процесса, как их описывает Эннеаграмма, то можно увидеть, что каждая из них имеет много общего с ключевыми мотивациями и жизненными ценностями каждого из типов Эннеаграммы[1]. Еще можно сказать, что каждый из 9-ти взглядов на жизнь предоставляет нам уникальные возможности для трансформации. Соединяя наше понимание стадий трансформационного процесса с особенностями защитных механизмов личности каждого из типов, мы начинаем понимать, что трансформация происходит не вопреки особенностям нашего типа, а именно благодаря им. И в настоящее время многие эксперты Эннеаграммы начинают смотреть на девять типов Эннеаграммы как на трансформационные типы, уже не считают, что личность – это препятствие для соединения с сущностью, враг, с которым надо бороться. Такого подхода придерживаются последователи такого подхода к Эннеаграмме личности, который еще называется Позитивной Эннеаграммой или Интегральной Эннеаграммой.
Автор: Марина Калдина, основатель Школы Эннеаграммы ETCEN
[1] Например, Натан Бернье в своей книге «Эннеаграмма: Символ Всего и Вся» (“The Enneagram: Symbol of All and Everything”) описывает сложности, с которыми встречается человек на каждой из девяти стадий личностной трансформации. Эти сложности, как их описывает Натан Бернье, очень напоминают эго-фиксации (ментальные и эмоциональные фильтры) каждого из типов Эннеаграммы. Аналогичную взаимосвязь увидела и описала в своей книге «Интегральная Эннеаграмма» (“Integral Enneagram”) Сюзан Родз – она обнаружила соответствие между глубинной мотивацией человека (тем, что определяет его Тип по Эннеаграмме) и нашим жизненным путем и положением нашего типа на трансформационном круге Эннеаграммы. Это открытие, по мнению Сюзан Родз, также может объяснить, почему, например, один человек, занимаясь гуманитарной деятельностью, может быть «в потоке жизни», а другой ищет для себя задачи, связанные исключительно с техникой или интеллектуальным трудом. Или же почему одни люди чувствуют себя «в своей тарелке», когда делают что-то в ситуации новизны и хаоса, а другим обязательно нужны правила и структура. Или же почему духовный путь одного человека может стать духовным тупиком для другого.
- Комментарии
- Новые
- RSS
- Подписаться
- Поделиться
- Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.