Защитные механизмы Эннеатипов
Здесь будет публиковаться серия статей на тему:
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ВИДИМ РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ: КАК ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ ПОМОГАЮТ НАМ ВЫЖИТЬ И ОДНОВРЕМЕННО СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМЫ?
М.Калдина
Защитные механизмы – часть нашей повседневной жизни. Как написано в Википедии, защитные механизмы личности — это понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
Защитные механизмы нашей личности, с одной стороны, помогают нам выжить, а с другой стороны — они загоняют нас в ловушку. Начиная узнавать свои защитные механизмы и то, что запускает их действие, мы можем лучше управлять нашими реакциями, а также это помогает нам находить те внутренние ресурсы, которые нам нужны, чтобы легче справляться с возникающими ситуациями и взаимодействовать с миром и окружающими с открытым сердцем.
Защитные механизмы нашей личности,
с одной стороны, помогают нам выжить,
а с другой стороны — они загоняют нас в ловушку.
Про защитные механизмы много пишет классическая психология, но в этой статье я расскажу о том, как описывает наши защитные механизмы Эннеаграмма, и какие защитные механизмы являются наиболее проявленными у каждого из Эннеатипов, и как именно они нам помогают и как ограничивают.[1].
Я очень часто говорю о том, что Эннеаграмма невероятно хорошо и точно описывает мыслительные, эмоциональные и поведенческие привычки людей, которые «правят» их жизнью. Она является наиболее глубокой моделью, позволяющей нам не только досконально изучить нашу структуру личности, но и научиться видеть «в действии» различные проявления этой структуры, в том числе ее защитные механизмы. Конкретные же проявления же «работы» этой структуры могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов и личной истории каждого.
Можно сказать, что наши механизмы защиты организованы в стройную систему и можно выделить три конкретных функции этой системы, которые работают очень согласованно между собой: 1. Идеализация 2. Избегание и 3. Непосредственно защитный механизм.
Идеализация говорит нам о том, каким нам надо быть для того, чтобы иметь собственную ценность или чувство собственного достоинства, не потерять самоуважение. Для кого-то это: «Я должен быть успешным» или «Я должен быть миролюбивым и гармоничным », а для кого-то это «Я должен быть сильным и влиятельным» или «Я должен быть щедрым и помогающим». И пока мы хотим быть идеальной версией себя, над нами всегда висит этот домоклов меч: «Я просто обязан быть таким-то и таким-то».
Если нам хочется быть идеальной версией себя,
то у нас наверняка есть то, чего мы хотим избежать.
Мы обычно хотим избежать каких-то чувств или какого-то опыта, который не соответствует тому, какими, как мы считаем, мы обязаны быть. Это и есть Избегание. Оно противоположно Идеализации. Например, люди, которым очень важно всегда быть правыми или вести себя правильно, всегда будут пытаться держать свои «неправильные» чувства или импульсы под контролем. Но эти же чувства никуда не деваются и то, чего мы избегаем или то, что мы пытаемся подавить, становится сильнее.
Третий элемент нашей системы защиты (непосредственно защитный механизм) «склеивает» структуру. Он, как добросовестный охранник, всегда начеку, и когда наша структура по какой-то причине оказывается под угрозой, он встает на ее защиту. Защитный механизм работает автоматически и в большинстве случаев мы это даже не замечаем. Прежде всего, этот защитный механизм позволяет нам не видеть того, что мы избегаем.
Когда в нашу жизнь приходит то, с чем по мнению нашей психики, мы не сможем справиться, включается защитный механизм… Он имеет невероятно сильное влияние на нашу жизнь. Например, есть люди, которые очень боятся, что другие люди нарушат их границы, помешают им сделать задуманное, быть или стать компетентным и знающим. Поэтому они обычно отстраняются и изолируют себя от ситуации или своих чувств в случае ощущения любого давления или нарушения их границ. Но эта привычка влияет и на их характер. Для таких людей характерны закрытость, отстраненность, нежелание идти на контакт. Это помогает и создает проблемы одновременно.
Конечно, в разные моменты нашей жизни, в разных обстоятельствах, в нас могут работать разные и многообразные защитные механизмы, но один-два из них являются нашими «любимыми», которые мы используем больше всего и которые в наибольшей степени оберегают нас от боли (или нам так кажется), и поэтому увидеть и «выключить» их является самым большим вызовом нашей жизни.
Но задача развития состоит не в том, чтобы от защитных механизмов избавиться, а в том, чтобы сделать их гибкими и использовать соответственно возникающей ситуации, а не позволять нашим защитным механизмам на бессознательном уровне управлять нами.
Эннеаграмма помогает узнать, какие именно защитные механизмы являются нашими «любимыми», увидеть их и понять, на каком аспекте своей жизни мы чаще всего фокусируем свое внимание (и не обращаем внимания на другие, тем самым искажая реальность).
Эннеаграмма дает нам подробные инструкции,
как работать с защитными механизмами и
основными вопросами, присущими нашему типу.
Не так просто «разоружить» защитный механизм, но наша приверженность личностному росту позволяет снизить его влияние на нас, и соответственно, стать гибче, более вовлеченными в жизнь, лучше взаимодействовать с другими людьми и в полной мере реализовывать свой потенциал, в большей степени быть собой и проживать свою жизнь.
Описание типов Эннеаграммы вы можете прочитать ЗДЕСЬ.
«Любимым» защитным механизмом Единиц является механизм, который называется «Реактивное образование». Реактивное образование – это когда человек чувствует одно, а вовне проявляет нечто иное, иногда противоположное, а иногда и совсем не связанное с тем, что на самом деле испытывает. Говоря простым языком – это способ, когда мы прячем свои импульсы от самого себя, если мы оцениваем их как плохие. Если вы очень хорошо развили в себе эту привычку, то вы не знаете о своих социально неприемлемых импульсах. Они перестают жить в вашем сознании, но…. не исчезают из вашей психики.
Представьте, что вы испытываете сильный интерес к человеку, к которому, как вам кажется, интерес вам проявлять нельзя, и вы не хотите признавать наличие этого интереса – поэтому вы начинаете показывать ему совершенно противоположные чувства, например, презрение. Нам всем известно, что когда мальчик в школе дергает девочку за косички или иным образом «задирает» или обижает ее, это означает, что девочка ему нравится.
Реактивное образование – это когда человек чувствует одно,
а вовне проявляет нечто иное, иногда противоположное,
а иногда и совсем не связанное с тем, что на самом деле испытывает.
У нас у всех возникают разные чувства и импульсы, это часть нашей жизни. И нам надо ими управлять, чтобы они не вышли из-под контроля. Тот суровый внутренний голос, который называют СуперЭго, помогает нам в этом. И соответственно, Единицы очень серьезно воспринимают этот внутренний голос, потому что он наводит порядок, или так им кажется.
Мы много подавляем в детстве… Многие из нас и особенно Единицы не хотят знать о наших плохих импульсах из-за последствий. И поэтому формируется привычка, защитный механизм Реактивного образования.
Защитный механизм реактивного образования позволяет Единицам избежать своего гнева и контролировать свои негативные чувства и импульсы, чтобы поддерживать ощущение того, что они всегда правы и совершенны. Единицы часто чувствуют негодование по поводу несовершенства, безответственности и ошибок, которые они видят вокруг, но сдерживают себя и ведут себя вежливо и приветливо. Или же они могут в глубине души очень хотеть иметь некую очень дорогую вещь, но, оценивая это желание как «плохое», начинают возмущаться по поводу ее цены и выражают непонимание поступкам тех людей, которые эту вещь покупают. Они надеются, что если будут вербально критиковать то, что тайно желают, то, может, «недопустимое» желание исчезнет. Или они могут чувствовать потребность отдохнуть, но вместо этого решают работать еще больше. Иными словами, Единицы стараются делать нечто противоположное тому, что они считают «плохим» поведением, «плохими» импульсами или «плохими» желаниями. И делают они это потому, что боятся стать настолько «плохими», что станут недостойными уважения и любви.
«Любимым» защитным механизмом Двоек является механизм, который называется «Вытеснение». Вытеснение – это вытеснение из области осознаваемого «неприемлемых» чувств и импульсов и конвертация этих чувств и импульсов в более приемлемые виды эмоциональной энергии. Например, вы можете забыть неприятный опыт своей жизни или забыть сделать что-то неприятное. Вытеснение может временно помогать, но если вы постоянно продолжаете что-то вытеснять из своего опыта, то этот опыт продолжит преследовать вас.
Что касается Двоек, то самоуважение Двоек зависит от того, насколько они способны завоевывать расположение других людей, поэтому защитный механизм Вытеснения помогает им вытеснять свои потребности и нужды, чтобы удовлетворять потребности и нужды других людей.
Вытеснение – это вытеснение из области осознаваемого
«неприемлемых» чувств и импульсов и конвертация этих
чувств и импульсов в более приемлемые
виды эмоциональной энергии.
С самого детства у Двоек было ощущение того, что их потребностям не уделяется достаточно внимания. Они ощущали себя эмоционально заброшенными. Возникало ощущение, что они что-то должны сделать, чтобы не остаться за бортом человеческой любви и внимания. И для этого надо подавлять свои нужды. Нельзя быть нуждающимся. И защитный механизм Вытеснения приходил на помощь.
Конечно, это очень непросто – сделать так, чтобы кто-то другой включил вас в свою жизнь. Но когда ты помог людям реализовать свои желания, тогда и они смогут о тебе позаботиться, не так ли? И так жизнь Двоек становится наполненной желаниями и нуждами других людей.
Представьте, что на улице идет дождь, а у вас с собой есть зонтик. И вы открываете этот зонт и предлагаете другому человеку пойти вместе. И вот вы оба идете под защитой, но зонтик-то ваш. Вы защищаете человека, который может взамен дать вам зонтик какого-то другого вида – свою дружбу, опекунство, защиту. Вы не осознаете этого, и в вашем сознании только одна мысль о том, что вы можете предложить ему свой зонтик. Вы не осознаете весь восторг своей горделивой позиции, некой напыщенности, когда вы можете помочь кому-то, кто в вас нуждается.
Двойки используют Вытеснение, чтобы избежать того, чтобы казаться нуждающимися и чтобы оставаться щедрыми и помогающими. Они чаще всего создают ощущение дружелюбных и приятных людей, быстрых на похвалу и лесть. Но также такое дружелюбие может казаться поверхностным, а сами Двойки могут транслировать другим такие послания, как: «я имею на это право» или «я нужен тебе», а также другие люди могут считывать в этом сильную нуждаемость самих Двоек.
«Любимым» защитным механизмом Троек является механизм, который называется «Идентификация». Идентификация с ролью или с тем образом, который важные для Троек люди хотят видеть. «Я – это та роль, которую я играю в жизни». «Я должен быть успешным и реализовывать свои цели».
Тройки используют защитный механизм Идентификации, чтобы избегать неудач и сохранять имидж успешного человека.
Для Троек все зависит от того, что вокруг них, от того, с чем они идентифицируются, и от того, что ценят другие, важные для них люди. Все на самом деле очень просто. Если вы будете стараться быть лучше, и создадите имидж вокруг всего того хорошего, что вы можете в себе совершенствовать, люди будут вами восхищаться. Но для Троек все гораздо глубже, чем просто имитация. Это становится их идентификацией. Они сливаются со своей ролью настолько сильно, что постепенно начинают отказываться от своих собственных чувств и начинают исполнять тот репертуар, который должен быть у по-настоящему успешного человека, идеала для них. И независимо от того, что они могут устать, или не хотеть что-то делать, но все же на первый план выходит то огромное количество внимания, которое уделяется выполнению задачи быть звездой.
Защитный механизм Идентификация
позволяет избегать неудач и
сохранять имидж успешного человека.
Но проблема здесь в том, что если ты хочешь стать звездой и тебе это действительно нравится, и если у тебя есть возможность это сделать, то первое, от чего ты должен отказаться – это от себя самого, от своих чувств, потому что чувства контр-продуктивны и мешают мобилизовать твои ресурсы для того, чтобы стать тем, кем мечтаешь. И ты начинаешь считать, что ты – этот твой имидж. Вот это и есть обман — ты не можешь увидеть разницу. Я то, что я делаю.
И таким образом, Тройки совершенно забывают то, кем они являются. Прессинг быть и оставаться звездой настолько сильный, что это перекрывает для Троек доступ к собственным чувствам и потребностям. Фокус внимания обращается вовне: на цели, которые необходимо достичь и на ожидания других людей, которым важно соответствовать.
Для Троек оказывается чрезвычайно сложно перестать играть роль, перестать шлифовать свой образ себя, так как они получают так много позитива от общества, которое ценит достижения и успех.
«Любимым» защитным механизмом Четверок является механизм, который называется «Интроекция». Интроекция – это включение человеком в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. Четверки используют Интроекцию, чтобы избежать «обычности» и сохранить ощущение себя, как настоящего, аутентичного человека. Чаще всего Интроекция защищает человека от осознания своей неуверенности и беспомощности.
С одной стороны, Четверки включают в свой внутренний мир взятые из внешнего мира идеальные образы своего опыта, своих отношений, и это помогает им справиться с ощущением собственной неполноценности. С другой стороны, для Четверок исчезновение чего-то внешнего воспринимается как исчезновение чего-то внутреннего. Пытаясь сохранить внутреннюю целостность, Четверки предаются бессознательной фантазии о том, что это они виноваты в потере, и что они могут как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает. Одновременно, в сознании Четверок звучит само-отвергающий голос (негативный Интроект), который объясняет их ощущение того, что их оставили или покинули тем, что они не стоят того.
Интроекция – это включение человеком
в свой внутренний мир воспринимаемых им
от других людей взглядов, мотивов, установок и пр.
Все это происходит, потому что по той или иной причине Четверки, проходя через стадии детского развития, запомнили состояние единения (которое все дети ощущают в младенческом возрасте) и состояние отделения (что происходит на более поздней стадии развития), а также тот болезненный промежуток, когда единое разделилось. И в них живет страстное желание вновь испытать это состояние единения, вследствие чего возникает искаженное осознание того, какими они должны быть, чтобы прожить свою жизнь так, чтобы быть ближе с истоками единения.
Четверки боятся быть неполноценными и покинутыми. Но из-за того, Четверки с детства как раз и ощущают то, что их чего-то лишили и их покинули, их ум фокусируется на страстном желании получить отсутствующего другого. Одновременно, защитный механизм Интроекции помогает привнести вовнутрь этого отсутствующего (идеализированного) другого и смягчить боль потери. Четверки также смотрят по сторонам и видят, что другие-то счастливы, поэтому, думают они, у тех других должен быть их любимый. “И тогда, что же не так со мной? Что я не так сделал? Наверное, я виноват» — думают Четверки.
И с учетом того, что другие в глазах Четверок выглядят вполне удовлетворенными, то в своем воображении с самого детства Четверки думают, что ситуация у других должна быть намного лучше, чем их собственная. И эта жизненная установка для них абсолютно правдоподобна. Тем самым Четверки автоматически попадают на территорию чувства «зависти», и ничего другого больше уже не существует.
«Любимым» защитным механизмом Пятерок является механизм, который называется «Изоляция». Когда работает защитный механизм Изоляции, человек воспроизводит в сознании, вспоминает какие-либо травмирующие впечатления и мысли, однако их эмоциональные компоненты разделяет, изолирует и подавляет. В результате этого эмоциональная составляющая опыта не осознается в моменте сколько-нибудь отчетливо. Такой опыт осознается так, как будто он относительно нейтрален и не представляет никакой опасности для личности. Механизм Изоляции имеет различные проявления. Пятерки могут физически изолировать себя от других, но также изолировать себя (внутри себя) от своих эмоций, оставаясь в своих мыслях.
Пятеркам по какой-то причине с раннего детства казалось, что мир был либо слишком вторгающийся, так что надо было защищаться и не допускать вторжение в свои границы, или же Пятеркам казалось, что их оставили одних и надо было выживать, практически не имея ничего. И это приводило к убеждению, что нельзя быть зависимым от других, слишком сильно на них опираться. И идея независимости, автономии, чего-то типа замечательной изоляции, когда ты можешь жить без необходимости зависеть от других, казалась отличной. И особенно тогда, когда ты убежден, что другие люди либо будут слишком вторгаться в твои границы, либо вообще не смогут тебе помочь.
Когда работает защитный механизм Изоляции,
человек воспроизводит в сознании, вспоминает
какие-либо травмирующие впечатления и мысли,
однако их эмоциональные компоненты
разделяет, изолирует и подавляет.
Когда вы не можете справиться со всем этим «вторжением», то вы развиваете стратегию собственной защиты. И лучшая стратегия – отстраниться, изолироваться эмоционально или физически. И тогда вам кажется, что вы наблюдаете себя, наблюдаете за взаимодействием между собой и другим человеком с позиции третьего лица. Есть некий отстраненный аспект вашей психики, который наблюдает за тем, что вы думаете в то время, когда вы думаете, и фиксирует это. И в этом месте лучше находиться, когда разговор становится тяжелым, когда люди пытаются вторгаться в ваше пространство. Важно здесь то, что вы можете отстраниться, и это удаляет вас от ваших чувств. Вы можете даже наблюдать, как происходит весь этот разговор, вы получаете информацию, но у вас нет эмоциональной реакции. И вот теперь вы можете находиться с «вторгающимися» в ваше пространство людьми долгое время, и действительно не имеет значения, что эти люди делают или не делают, чтобы контролировать вас. У вас есть вы, ваше собственное осознание, но оно заморожено, когда наблюдает, и не участвует в реальности.
Защитный механизм Изоляции помогает Пятеркам отстраняться от своих чувств и от вмешательства в их жизнь со стороны других людей, а также избегать ощущения внутренней пустоты и поддерживать ощущение себя как компетентного и знающего человека. Они боятся, что они станут опустошенными и у них не хватит ресурсов, чтобы справиться с жизнью. Компенсируя этот страх, Пятерки контролируют окружающий мир, становясь недоступными, отстраненными, презрительными, наблюдая за миром со стороны. Иными словами, накопление знаний становится способом обеспечения безопасности и самоуважения, но это мешает Пятеркам оставаться вовлеченными в жизнь и в отношения с другими людьми.
«Любимым» защитным механизмом Шестерок является механизм, который называется «Проекция». Суть Проекции заключается в том, что если человек не принимает в себе каких-то качеств — реальных или мифических — он переадресовывает эти неприятные качества другому человеку или внешней среде. Тогда у другого он видит именно эти качества и не любит его именно за них, при этом, не обозначая в себе этих качеств на сознательном уровне. Напротив, он считает, что именно этими особенностями он и не обладает, а другой — обладает. Негативная Проекция защищает человека от чувства вины и стыда. Но Проекция бывает и позитивной – и тогда такие позитивные качества проецируются, например, на романтические отношения или на авторитетного человека, чтобы обеспечить себе безопасность или оправдать преданность. Позитивная Проекция защищает человека от потери опоры вовне, от чувства одиночества. Проекции обычно хорошо заметны со стороны, но редко признаются самим человеком.
Шестерки используют Проекцию, чтобы избежать отвержения и поддерживать имидж лояльного человека. Они также поддерживают свои Проекции, находя и раздувая информацию, которая доказывает правильность их предположений.
Шестеркам в детстве казалось, что им давались неоднозначные сигналы, послания, не было определенности. Не было ясно, на что им можно положиться. Им казалось, что он не были готовы к тому, что готовит им жизнь. Эта идея «готовности» к предполагаемой опасности или внезапному изменению, о котором тебе было неизвестно, доминировала их вниманием. Это заставляло их думать о будущем, чтобы рассмотреть все возможные варианты, что может произойти, и о том, как смягчить ситуацию.
Суть Проекции заключается в том,
что если человек не принимает в себе
каких-то качеств — реальных или мифических
— он переадресовывает эти неприятные качества
другому человеку или внешней среде.
Представьте себе человека, кто казался для вас достаточно угрожающим. Кто мог быть непредсказуемым или что- то в этом роде. И вы не могли ему доверять. Предположим, что вы живете с этим человеком, тогда вы начинаете думать о том, что произойдет, когда вы придете домой? В каком он будет настроении? Он будет добр к вам или нет? Он будет ругаться на вас или нет? Вы этого не знаете. Здесь все очень неоднозначно. И поэтому вы не можете позволить себе расслабиться, потому что если вы расслабитесь, вы не сможете фокусироваться на предупреждающих сигналах, на том, что может пойти не так. И поэтому вы начинаете думать о проблемах, которые еще не случились, но могут случиться. Вам важнее получать предупреждение о потенциальных проблемах, и быть готовым к любой ситуации, чем стать ее жертвой. Поэтому вы начинаете представлять себе, что может случиться. Много внутренних страхов, много тревоги.
Проекции помогают Шестеркам перемещать внутренние страхи и тревогу на других и на внешние обстоятельства. Они боятся, что останутся совсем одни, беспомощными и без защиты, и будут не в состоянии положиться на себя, чтобы справиться с жизнью. Компенсируя этот страх, Шестерки контролируют окружающий мир, проверяя, обвиняя, бросая вызов авторитетам, представляя себе катастрофическое развитие событий, требуя больше доказательств, постоянно сомневаясь.
«Любимыми» защитными механизмами Семерок являются механизмы, которые называются «Рационализация» и «Интеллектуализация». Рационализация – это защитный механизм, при котором делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, при рационализации идет подбор (поиск) рационального объяснения поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Классическим примером механизма рационализации является логическое объяснение детей, почему они опоздали на урок. Дети составляют подробный аргументированный рассказ почему, ну никак нельзя было прийти вовремя. Еще Семерки часто используют такой защитный механизм, как Интеллектуализация, который похож на Рационализацию, но только направлен на конвертацию болезненных или негативных эмоций в более положительные. Рационализация и Интеллектуализация помогают человеку дистанцировать себя от негативных переживаний и отказаться взять на себя ответственность за свое поведение.
Фокус внимания Семерок направлен на благоприятные опции. Для них двигаться вперед – это убегать от чего-то. «О, да, это хорошая идея, но она напоминает мне иную хорошую идею или идеи, тогда почему же я должен быть приверженным той первой идее? Мне не обязательно идти в предсказуемом направлении, я могу пойти туда, где появляются интересные возможности и где более приятно».
Рационализация и Интеллектуализация помогают человеку
дистанцировать себя от негативных переживаний
и отказаться взять на себя ответственность за свое поведение.
Представьте, что вы ребенок-Семерка, и вы должны принимать участие в некой беседе со взрослыми. Но эта беседа понятная, предсказуемая и скучная. И что вы вообще здесь делаете? И вы тогда ощущаете себя связанным теми обстоятельствами, когда решения уже приняты другими людьми о том, о чем будет беседа. И для вас это сложно и неприятно. И что вы делаете взамен? Вы фокусируете внимание на чем-то более приятном. Вы просто отвлекаетесь. В своем воображении вы находите более приятную замену реальности.
Но сначала вы начинаете рационализировать. И правда, почему бы, думаете вы, просто не сделать вид, что вы соглашаетесь, не переставать быть приятным, но все же не желать делать то, что вам говорят. И еще вы можете представить себе завтра – много что может случиться завтра, у вас много опций, большой выбор, и все это кажется интересным, потому это отвлекает вас от той скучной и ограничивающей ситуации, которая происходит за столом. И уходя в «завтра» вы расслабляетесь и забываете о неприятной ситуации. Все это дает своего рода вдохновение, всплеск положительных эмоций.
Семерки используют Рационализацию и Интеллектуализацию, чтобы избегать страданий и поддерживать ощущение того, что с ними все ОК. Все может быть рационализировано, переформулировано в более позитивном ключе. Способность Семерок видеть новые возможности и альтернативы помогает им преодолеть ограничения настоящего момента и жить в кажущемся безграничном будущем. Семерки боятся не выйти из круга страдания и быть не способными справиться с болью. Компенсируя этот страх, Семерки становятся ориентированными на себя, отвергают авторитеты, избегают всего неприятного и негативного, иными словами – убегают от реальности.
«Любимым» защитным механизмом Восьмерок является механизм, который называется Отрицание. Название этого защитного механизма говорит само за себя — применяющий её человек, собственно, отрицает события или информацию, которую не может принять. Информация, подвергнутая Отрицанию, в сознание вообще не попадает, человек не воспринимает её как существующую или имеющую смысл. Потенциально Отрицание может не позволить нам включить неприятную информацию и неприятное представление о себе в свой опыт, что может привести к тому, что человек оказывается погруженным в иллюзорный мир, а это имеет разрушительные последствия.
Для Восьмерок использование защитного механизма Отрицания означает, что в стремлении оставаться сильными они не воспринимают и не испытывают «слабые» чувства. Они предпочитают оказывать влияние на мир и на людей вокруг, а не быть восприимчивыми к ним. Используя Отрицание, Восьмерки не видят опасностей и не замечают своей уязвимости, но они боятся стать уязвимыми и бессильными. Компенсируя этот страх, они становятся напористыми, слишком прямолинейными, доминирующими, запугивают и угрожают, насаждают свою собственную правду и понимание справедливости.
Отрицание может не позволить нам включить
неприятную информацию и неприятное представление
о себе в свой опыт, что может привести к тому,
что человек оказывается погруженным в иллюзорный мир,
а это имеет разрушительные последствия.
Для Восьмерок не может быть никакого противодействия, они настолько уверены, что ничто не может пойти не так, все им кажется чрезвычайно живым, и их несет их собственная жизненная сила самым эффективным способом. Восьмерки больше, чем кто-либо другой могут насытить жизненностью все свое тело. И это очень хорошо ощущается, и до тех пор, пока уровень адреналина не начинает снижаться, они чувствуют себя неуязвимым. И им это нравится.
Когда интересно, то тогда возникает драйв, давайте сделаем это сейчас, давайте сделаем это быстро. Когда есть проект, который надо сделать, они не спят всю ночь, чтобы его сделать. Если надо сыграть игру, они играют в полную силу. Они никогда не упускают цель из виду. То, что никогда не уходит из их сознания – это точка завершения, результат. И потому, что цель такая определенная и конкретная в сознании Восьмерок, они не очень-то осторожны. Это как «все или ничего». Они или абсолютно полностью вовлечены или нет. Им не нужна середина. Восьмерки или полностью включенные или полностью выключенные. Они не могут поменять свое отношение. Когда энергия есть, она рулит ими. Когда энергии нет – «не беспокойте меня». Все или ничего. Быть где-то посередине для Восьмерок сложно, потому что это то место, где их энергия им неподконтрольна. И там они не могут быть у руля. И это ощущается сначала как слабость. Но по сути, это то, где им нужно быть, там они могут быть восприимчивыми.
«Любимыми» защитными механизмами Девяток являются механизмы, которые называются «Наркотизация» и «Слияние». Наркотизация – это использование любого доступного способа (еда, алкоголь, развлечение, привычные дела и т.д.), чтобы «заснуть», не чувствовать дискомфорта внешнего мира. Даже продуктивная деятельность может стать таким способом Наркотизации, если превращается в рутинную или привычную. Слияние – это защита, позволяющая человека считать себя частью другого человека или другого человека частью себя, и, соответственно, приписывать другому человеку свои мысли, желания, чувства, качества или же, наоборот, приписывать себе чужие желания, мысли, качества и т.д.
Девятки используют Наркотизацию и Слияние, чтобы избегать чувства потери и отделения, конфликта (внутреннего и внешнего) и поддерживать представление о себе, как о гармоничном и приятном человеке. Избегание внешних конфликтов приводит к тому, что Девятки не могут быть полностью вовлеченными в отношения с другими людьми. Избегание внутреннего конфликта приводит к инерции и забыванию себя.
Наркотизация – это использование любого доступного
способа, чтобы «заснуть», не чувствовать
дискомфорта внешнего мира.
Слияние – это защита, позволяющая человека считать
себя частью другого человека или другого человека частью себя.
Когда вы, например, фокусируете ваше внимание внутрь себя, то, действительно, там можно найти комфорт. Нет вмешательства, там приятно, там ощущается приятная жизненная сила. Там ничего не мешает. Это и есть принимающее состояние, и Девятки взяли это принимающее состояние и составили из этого свою картину мира. Стремление воссоздать это комфортное состояние — это их жизненная тема.
Мы все знаем это принимающее состояние. В принимающем состоянии люди обычно становятся полностью открыты для того, чтобы принять в себя жизнь другого. И это еще называется слиянием и означает, что у вас нет собственной повестки дня, своей собственной точки отсчета, своего собственного направления, вашего собственного курса. Все это просто отступает и вы принимаете другого, как более важного, как будто вы сливаетесь с другим и у вас нет границ.
Но жизнь выбрасывает нас из принимающего состояния. Мы все должны жить свою собственную независимую жизнь, должны отстаивать свою собственную повестку дня всю свою жизнь, должны вовлекаться в конфликты, которые выдергивают нас из состояния принятия. А это создает внутренний и внешний дискомфорт.
Защитная реакция Наркотизации и Слияния помогает Девяткам не чувствовать дискомфорт и сохранять комфорт. Они боятся, что будут оторваны, отделены от окружающих и образно говоря, уничтожены. Компенсируя этот страх, они контролируют, становятся упрямыми, пассивно-агрессивными, избегают конфликта, соглашаются и недовольны этим, отвлекаются на несущественное, не вовлекаются в происходящее.
[1] По материалам школы Хелен Палмер и Дэвида Дэниелся (Enneagram in the Narrative Tradition)
- Комментарии
- Новые
- RSS
- Подписаться
- Поделиться
- Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.