Эннеаграмма как метод сценарного мастерства
В этой статье мы поговорим о том, как Эннеаграмма может применяться в кинематографе или как она может быть полезна писателям и сценаристам.
Эннеаграмма личности или Эннеаграмма – это модель подсознательной мотивации человека. В модели сочетаются символ Эннеаграммы и современная психологическая теория личности, и она описывает девять Эннеатипов, девять глубинных стратегий взаимодействия людей с окружающим их миром и сложную и глубокую взаимосвязь между ними.
Можно сказать, что Эннеаграмма личности вытекает из Эннеаграммы процесса Георгия Гурджиева, благодаря которому западный мир в 20-м веке познакомился с символом Эннеаграммы.
Гурджиев считал Эннеаграмму всеобщим символом, который может объяснить все происходящие на земле процессы. И это действительно так! Миллионы людей в современном мире используют Эннеаграмму, и это происходит потому, что она работает. Можно сказать, что Эннеаграмма может применяться настолько широко, насколько широки предпочтения людей ее применяющих.
Самое очевидное, как Эннеаграмма может быть полезна в области сценарного планирования – это то, что герои могут быть описаны с учетом типа Эннеаграммы, крыльев, линий соединения, а также уровней развития. Их личность и ее защитные механизмы, а соответственно, и реакции героев на те или иные ситуации могут быть написаны с великолепной подсказки модели Эннеаграмма. Специалисты говорят, что самые жизненные фильмы или реалити-шоу получаются, когда сценарий и герои пишутся по реальным событиям, или с помощью Эннеаграммы. Недаром Эннеаграмма так популярна в Голливуде!
Второй очевидной областью применения Эннеаграммы в описываемой сфере является подбор актеров на роли. Конечно же, профессиональные актеры в состоянии великолепно сыграть самые разные роли, но если Тип актера и Тип его героя совпадают, то при подготовке роли актер гораздо глубже погружается в процесс. Он в деталях знает всю его предысторию, детские травмы, отношения с родителями и т.д., и, прочувствовав все это на себе, делает образ героя более живым, глубоким и близким каждому зрителю.
Вместе с тем, есть еще одна область, где Эннеаграмма может быть очень полезна для сценаристов и писателей. Сюзан Родз в своей книге «Интегральная Эннеаграмма» говорит о том, что Эннеаграмма процесса (именно она, а не Эннеаграмма личности) широко используется как алгоритм для написания сценариев, рассказов, повестей и т.д., где по сюжету героям предстоит пройти через процесс личностной трансформации.
Конечно же, этот алгоритм очень широко используется в Голливуде, в частности, использовался для написания таких сценариев, как сценарии к фильмам «Терминатор», «Вспомнить все» и т.д., а также для многих реалити-шоу. Сюзан Родз назвала этот подход «История жизни как драма».
Процесс, описанный ниже, основывается на классическом описании Эннеаграммы процесса, которому учили Георгий Иванович Гурджиев и его ученики, но с некоторыми вариациями.
Процесс создания сценария или художественного произведения можно разделить на три части: 1) Установка/план 2) Проблема и 3) Разрешение (см.рис. 2, где можно увидеть основные стадии процесса).
Точки 1, 2 и 3 – это первая часть процесса. Вернее, процесс начинается с точки 0, где что-то новое начинает зарождаться и приходит в Точку 1, где читателям дается вся необходимая информация для того, чтобы понять историю: жанр, структура и культурный контекст. И часто эту часть истории читатели недооценивают (это же просто предыстория событий), но без нее невозможно увязать историю с целью рассказчика. Она также говорит о нормах и стандартах, которые могут оказаться критичными для истории и оценки событий.
В Точке 2 появляются главные герои и описываются их отношения друг с другом. Это тоже важно, потому что, когда им становится сложно, то мы можем им сопереживать. И если главные герои не интересны, то в этом месте мы можем перестать читать.
В Точке 3 мы видим, каков обычный день главных героев: каковы их привычки, как они взаимодействуют друг с другом и т.д. Мы видим, кто из героев может приспосабливаться к жизненным ситуациям, а кто – нет. Мы видим защитные механизмы их личности, и что случается с ними в стрессе. Но все же, на этом этапе не происходит ничего серьезного. Самое интересное начинается тогда, когда происходит событие, которое заставляет главного героя находить новые, более творческие пути решения проблем. Соответственно, цель этой фазы процесса – одновременно и представить героев и показать те нормы и правила, которые будут служить критериями оценки последующих событий.
Часть под названием «Проблема» включает в себя Точки 4, 5 и 6. Эта часть представляет собой путешествие в неизведанное, путь героя — в этой части главные герои сталкиваются со сложностями, которые потребуют их решимости, изобретательности и беспрецедентного мужества. Эта часть называется «Проблема», потому что включает в себя неизвестную природу сложностей, с которыми придется столкнуться героям, и ту тревогу, которую они испытывают, когда их прямо-таки выталкивает из их привычной рутины и бросает в неизвестное.
В Точке 4 герои впервые начинают сталкиваться с ситуациями, которые заставляют их меняться в соответствии с замыслом автора. Эта точка называется «погружение», потому что мы можем оставаться вовлеченными с тем, что происходит, только погружаясь глубоко внутрь себя, находя внутренние ресурсы, которые обычно нам не доступны. В этой точке герои просто обязаны вовлекаться эмоционально в то, что с ними происходит, и это становится значимым событием в их жизни – и именно это дает им стимул продолжать. Такая эмоциональная вовлеченность обычно приводит к тому, что герои сталкивают со своими более глубокими (и более темными) эмоциями. Именно поэтому герои могут впадать в депрессии, а также могут быть ошеломлены теневыми аспектами своей психики. И поэтому не удивительно, что их изначальными реакциями являются отрицание, слабые попытки поддержать статус-кво – но все это, конечно же, не работает. Единственный выход – посмотреть проблеме в лицо и эмоционально быть готовым к тому, чтобы сделать все, что необходимо для ее разрешения. Как только герои это понимают, сюжет начинает разворачиваться.
Переход от Точки 4 к Точке 5 означает, что герои смогли проработать свой внутренний багаж так, что уже смогут эмоционально выдержать вовлечение в проблему. И в этот момент они начинают серьезно решать проблему: сначала традиционными способами, теми, к которым они привыкли, но они быстро понимают, что эти способы не работают. Но со временем и после нескольких попыток, герои знают уже все, что не работает. Им больно, они уже почти опускают руки, вновь вылезает наружу их негативность. Но этот процесс также открывает им доступ к скрытым резервам и благородным качествам. Именно на этом этапе читатели уже способны сопереживать мукам героев, так как понимают, что они сами тоже находились в аналогичных ситуациях. Они надеются, что герои справятся…. По мере развития сюжета, герои как-то начинают находить пути справиться со сложностями, но пока это еще не разрешение ситуации, а некоторого рода компромисс.
И переход к Точке 6 означает некое рождение новой жизни, момент, когда герои принимают новые нормы и правила и нарабатывают новые привычки. Все вроде бы начинает устаканиваться… Но… суть драматической истории – это показать трансформацию героев. Поэтому все изменения еще пока в какой-то степени не настоящие. Процесс трансформации еще не завершен. Именно поэтому, когда кажется, что все приходит в норму, происходит новое событие, которое показывает, что разрешение ситуации невозможно без реальной трансформации: герой должен столкнуться с тем, чего больше всего боится. В историях, где есть герои и злодеи, наступает момент, где они сталкиваются лицом к лицу. Герой понимает, что злодей еще не побежден, но к счастью, он оказывается не таким чудовищным, как предполагал герой. И когда, кажется, что можно вздохнуть с облегчением, злодей как бы невзначай говорит: «Но мне от тебя еще нужна эта маленькая вещичка». И именно ее герой не готов давать… И в этот момент герой понимает, что столкнулся с самым большим своим страхом и сжимается от ужаса. Но точка невозврата уже пройдена. И единственным выходом является мужественно окунуться в неизвестное – делать то, что больше всего боялся делать, надеясь, что все разрешится к лучшему. И в этот момент он трансформируется.
Стадия Разрешения включает в себя Точки 7,8 и 9. Прыжок в неизвестное сопровождается огромным выбросом энергии и расширением сознания. Все в жизни кажется новым и интересным. В Точке 7 герои перерождаются, они возбуждены, и рассматривают жизнь как чудо. Но, как и всем новорожденным, им не хватает фокуса, и это мешает им работать, так как это сильно напоминает им те ограничения, за рамки которых они только что вышли. И самое сложное в этой точке – это не объявлять победу преждевременно. И эта сложность даже сложнее, чем страх, потому что она такая обольстительная. И если герои не поддались соблазну оставаться Питерами Пэнами, они могут перейти в Точку 8. И в этой точке они начинают интегрировать в себя те качества, которые они приписывали миру вокруг них. Они чувствуют свою собственную силу и способность встать у руля. Но возникают вопросы. Если они достигли своих целей, то являются ли они милостливыми победителями? Благодарны ли они всем тем людям, которые оказывали им помощь на пути? Намерены ли они использовать свои осознания для более великого дела? Если герои отвечают «да» на эти вопросы, то прибытие в Точку 8 достойно празднования. Но еще им придется выйти из света прожекторов и продолжить свою обычную жизнь, не зацикливаясь на воспоминаниях о своих «днях славы».
И только в Точке 9 главные герои поймут, имела ли произошедшая с ними трансформация какой-либо длящийся эффект в их жизни. И, несмотря на то, что в этой точке драматизма меньше всего, это, наверное, то, что имеет наибольшее значение в их жизни.
Если же мы знаем не только природу каждой точки Эннеаграммы, но и глубинные мотивации, страхи и основные стратегии взаимодействия с окружающим миром каждого из Эннеатипов, то мы сможем легко увидеть соответствие, показанное на рис__. Например, вызовы Точки 1 очень сильно похожи на поведенческие паттерны и психологические установки Типа 1, вызовы Точки 2 очень сильно похожи на поведенческие паттерны и психологические установки Типа 2 и т.д. И, конечно же, можно сильно не объяснять, что глубокое понимание Эннеаграммы личности и глубинных мотиваций, страхов и привычных паттернов поведения каждого из Эннеатипов в каждой Точке сможет сделать этот коротко описанный процесс более полным, объемным и глубоким, наполнив его множеством жизненных деталей, которые отзовутся у читателей и зрителей.
Автор — Марина Калдина, основатель Школы Эннеаграммы ETCEN