Работа с подсознательными убеждениями с помощью Эннеаграммы и работы Байрон Кейти. Часть 1
Работа Байрон Кейти «родилась» в 1986 году, это способ самоисследования, направленный на то, чтобы «бросить вызов» тем своим мыслям, которые заставляют нас нервничать, раздражаться, злиться, обижаться и страдать любым иным способом.
До того, как «родилась» ее Работа Байрон Кейти в течение десяти лет страдала от депрессии, паранойи и отчаяния. Последние два года ее болезни были такими разрушающими для Кейти, что родственникам пришлось поместить ее в специальный реабилитационный центр, чтобы она там находилась под надзором врачей. Однажды она проснулась на полу своей комнаты в реабилитационном центре и поняла, что это из-за своих мыслей она так сильно страдает, и начала их исследовать. Сейчас Байрон Кейти – одна из самых вдохновленных и великих учителей нашего времени.
Кейти утверждает, что «когда вы перестаете верить своим мыслям, вы становитесь неотделимыми от того, что есть» и что «когда люди верят в свои мысли, они разделяют реальность на противоположности». И только когда мы перестаем верить нашим мыслям, мы действительно можем начать жить в настоящем, а не видеть мир искаженным, через мощнейшие фильтры тех наших мыслей, в которые мы верим, а видеть его таким, как есть.
Если описать коротко, то Работа Байрон Кейти состоит из записи своих мыслей на бумаге, а также последующего их исследования с помощью четырех вопросов и разворота.
- Запиши свои мысли: первый шаг Работы состоит в том, чтобы при возникновении какой-то стрессовой ситуации записать свои мысли об этой ситуации на бумагу. Это может быть ситуация из прошлого, настоящего, будущего, это могут быть мысли о неприятном для вас человеке, который вас обижает, не уважает и т.д., это могут быть вызывающие стресс мысли о самом себе, потому что, как ни говори, каждый из нас постоянно себя во многом осуждает[1]. Кейти советует не стесняться в выражениях и записывать все как есть, записывать именно те мысли, которые приходят, ноках их не «улучшая». Кейти также предупреждает о хитрости нашего ума, поэтому необходимо именно записывать свои мысли. На сайте Байрон Кейти thework.com вы можете найти опросник, который называется «Осуди-Своего-Ближнего».
- Исследуйте свои мысли с помощью четырех вопросов: Каждая мысль, которую вы записали в опроснике, подлежит исследованию с помощью четырех вопросов:
- Правда ли это?
- Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?
- Как вы реагируете, когда появляется эта мысль?
- Кем бы вы были без этой мысли?
- Сделайте разворот: Сделать разворот – это переписать исследуемое утверждение. Есть несколько способов это сделать. Первый способ это вместо слов «он/она» написать в утверждении «я». Например, если вашим утверждением было «Катя обижает меня», вы при развороте можете написать «Я обижаю себя» или «Я обижаю Катю». Еще один способ разворота – это разворот на 180 градусов, когда утверждение меняется прямо на противоположное. В этом случае наше утверждение будет звучать так: «Катя не обижает меня». Ваша задача, говорит Кейти, это найти для каждого утверждения три разворота, которые являются истинными для вас. Также для каждого разворота необходимо привести по три примера того, почему эти развороты являются верными для вас. Байрон Кейти считает Разворот очень мощной частью Работы, так как при развороте вы можете взять ответственность за вашу проблему на себя. «Пока вы думаете», — пишет Байрон Кейти — «что кто-то другой (или что-то другое) ответственен за ваши страдания – ситуация остается безнадежной».
Из всего вышеизложенного можно также сделать вывод о том, что главное в Работе – это идентифицировать и исследовать свои мысли и убеждения. Эннеаграмма как модель подсознательной мотивации людей как раз позволяет идентифицировать наши глубинные, ключевые и вызывающие сильнейший стресс мысли и убеждения, включая те, которые мы далеко не всегда осознаем. И это дает некое глубинное направление нашему исследованию, которое мы и можем эффективно делать с помощью Работы Байрон Кейти. Иными словами, Эннеаграмма говорит нам о том, почему мы такие, какие мы есть, какие глубинные убеждения заставляют нас думать и вести себя так, а не иначе, а Работа Байрон Кейти показывает, что делать с этими мыслями и ограничивающими историями и как пробудиться к нашей подлинной сущности.
Эннеаграмма говорит о девяти типах личности, у каждого из которых есть свои глубинные страхи, глубинные желания, скрытые жалобы и основанные на этом мысли и убеждения, которые формируют поведение каждого из типов. Одним из основополагающих элементов модели Эннеаграмма является то, что она определяет пороки и фиксации для каждого из Эннеатипов. Порок – это эмоциональный паттерн или фильтр, через который мы воспринимаем реальность, вместо того, чтобы видеть ее таковой, какова она есть; это способ защиты нашего раненого сердца и автоматический путь реагирования. Фиксация – это наша привычная мыслительная модель восприятия реальности; те убеждения, которые формируют нашу картину мира; то, как мы себя дурачим. Иными словами – это навязчивые мысли и убеждения, пути ментальной оценки мира вокруг нас.
Например, Пороком Двойки является Гордыня, а Фиксацией – Лесть. Стремление Двоек к связи приводит к тому, что они стараются в первую очередь удовлетворить нужды других (“Я должен зарабатывать любовь окружающих»). Когда Двойки оказываются не в состоянии признать степень своих собственных нужд и потребностей, тогда проявляется их Порок Гордыни («Мне это не нужно!», «У меня есть то, что им может помочь!»). Они также надеются, что получат «особую награду» от других людей за свою добродетельную деятельность и самопожертвование («Они мне должны!», «Они должны сами понять, что мне необходимо!»), а также льстят и заискивают в поисках признания и любви («Я должен им дать еще больше любви, чтобы они полюбили меня!»).
Пороки и Фиксации – это то, с чем необходимо работать на глубинном уровне. И если правильно сделать Работу с такими навязчивыми мыслями и убеждениями, то можно достаточно быстро обрести жизненный баланс и внутреннюю гармонию, перейти на более высокий уровень эмоционального здоровья – стать в наименьшей степени зафиксированными в структурах своего Эго и добиться того состояния, когда наше ощущение внутреннего баланса в наименьшей степени зависит от внешних обстоятельств. Тогда мы можем действительно присутствовать в настоящем, быть здесь и сейчас, делать верные выборы и действовать непринужденно мудро, с силой и состраданием, а также проявлять другие положительные качества.
Вместе с тем, Эннеаграмма личности – она на самом вовсе не о типах, она на самом деле о Присутствии, о том, как жить более осознанно и брать отвественность за свои мысли, слова, реакции и поступки, а не винить в своих бедах окружающих (“Я разозлился, потому что ты….”).
Теория Эннеаграммы описывает, каким образом и почему возникает дисбаланс трех Центров (центра тела (Инстинктивного Центра), центра сердца (Эмоционального центра) и центра головы (Интеллектуального Центра)[2] у каждого из Эннеатипов, и как каждому Эннеатипу лучше всего балансировать работу своих центров, чтобы повысить уровень своего эмоционального баланса осознанности. Можно сказать, что балансировка Центров – это ключ к трансформации.
Присутствие помогает делать Работу Байрон Кейти достаточно хорошо. Вы не сможете сделать Работу, если будете выдумывать ответы на четыре вопроса из головы. Вам для этого необходимо присутствовать в своем теле, чувствовать свое сердце и быть соединенным со своим внутренним руководством. Эннеаграмма позволяет научиться этому.
Чаще всего в своих книгах Байрон Кейти для иллюстрации того, как делать Работу, приводит диалоги с людьми, которые с ее помощью исследовали свои мысли и убеждения. В следующей части этой статьи мы приведем конкретный пример такой Работы представителем Типа 1.
Автор — Марина Калдина, основатель Школы Эннеаграммы ETCEN
[1] Но если вы новичок в Работе, лучше начинать с осуждения кого-либо другого.
[2] Георгий Иванович Гурджиев, который принес символ Эннеаграммы в западный мир, работал именно с Центрами Эннеаграммы. Он говорил, что невероятно большое число путей самовыражения человека зависит только от трех каналов осознанности или интеллекта. По мнению Гурджиева, такими каналами и являются центры; при этом он разделял центры, функционирующие в человеке, на низшие и высшие. Описанные выше интеллектуальный, инстинктивный и эмоциональный центры Г.Гурджиев считал низшими центрами. Вместе с тем, Гурджиев говорил о существовании в человеке абсолютно развитых высших центров: высшего эмоционального и высшего интеллектуального – но эти центры, говорил Гурджиев, блокируются неправильной работой низших центров. Соответственно, для того, чтобы проявились качества высших центров, низшие центры должны начать работать скоординированно и сбалансированно. В теории Эннеаграммы личности к работе Инстинктивного центра относят работу инстинктов (самосохранения, сексуального и социального), к работе Эмоционального центра Порок или Страсть, а к работе Интеллектуального центра относят Фиксации. Гурджиев также учил, что качества Высшего Эмоционального центра (Добродетели или сущностные качества) являются противоположностью Пороков, а качества Высшего Интеллектуального центра (Святые идеи) являются противоположностью Фиксаций.